Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Проекты
01.07.2016 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Хочешь заплатить налоги? Спроси их, как

Перспектива введения в Беларуси института налоговых консультантов сюрпризом давно не является. О таком проекте неоднократно говорили и писали. Однако с появлением новой редакции проекта указа об этом интерес к данной теме вновь оживился.

Итак, согласно проекту деятельность по налоговому консультированию в нашей стране будет осуществляться индивидуальными предпринимателями, имеющими статус налогового консультанта, и коммерческими организациями, в штате которых имеется аттестованный налоговый консультант. Но, в отличие от первоначального варианта, действие указа не будет распространяться на оказание услуг в сфере отношений, регулируемых налоговым законодательством РБ и международными соглашениями об избежании двойного налогообложения адвокатами и лицензированными юристами, аудиторскими организациями и (или) аудиторами-ИП при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг.

В числе последних в ст. 16 Закона «Об аудиторской деятельности» названы ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности, налоговых деклараций (расчетов), консультационные услуги. До сих пор «иным» обычно считался именно налоговый учет, а темой консультаций чаще всего были налоги. Так что для аудиторов указ практически ничего не меняет. А потому вряд ли можно ожидать, что их заинтересует дополнительная «корочка» настолько, чтобы потратиться на получение и поддержание еще одного аттестата.

ТРЕБОВАНИЯ к налоговым консультантам по образованию и стажу работы по специальности мягче, чем для аудиторов и даже главных бухгалтеров, особенно общественно значимых организаций. Здесь соискатель может иметь не только высшее или среднее специальное экономическое или юридическое образование, но и пройти переподготовку по данным профилям на базе высшего образования. Это, безусловно, прогрессивное решение. Оно может привлечь в ряды налоговых консультантов людей, имеющих дипломы о переподготовке и, зачастую, по 10–15 лет стажа бухгалтерской работы с солидным опытом по налоговым вопросам.

Физическим лицам, не имеющим статуса налогового консультанта и не зарегистрированным в качестве ИП, либо коммерческим организациям, у которых нет в штате такого специалиста, запрещается предоставлять услуги по налоговому консультированию. Данная норма вступит в силу лишь через 5 лет после опубликования указа. Так что у фирм и фрилансеров, занимающихся бухгалтерским аутсорсингом, будет время, чтобы подготовиться к выполнению требований указа, если они хотят остаться на рынке.

ПОМИМО сертификации, им придется в обязательном порядке страховать свою  гражданскую ответственность на случай причинения вреда имуществу консультируемого лица (доверителя) при невыполнении или ненадлежащем выполнении своих обязательств. Этим налоговые консультанты выгодно отличаются от аудиторов и юристов, которые страховать свои риски не обязаны, хотя и могут это сделать добровольно.

Страховая сумма должна быть не менее 1 тысячи базовых величин – как раз на уровне особо крупного размера ущерба, влекущего ответственность по ст. 243 УК и другим «экономическим» статьям. Если страхового возмещения не хватит, консультанту придется возмещать клиенту разницу между ним и фактическим размером причиненного ущерба, за исключением случая ограничения имущественной ответственности, предусмотренного договором.

Еще одно обязательное условие – членство в Палате налоговых консультантов, которая будет вести единый реестр своих членов, взимать плату за прием квалификационного экзамена и выдавать аттестаты. До создания Палаты эти обязанности возлагаются на МНС.

ПЕРЕЧЕНЬ услуг по налоговому консультированию согласно проекту включает ведение налогового учета, составление налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, представление их в налоговые органы, предъявление от имени и по поручению консультируемого лица (доверителя) требований о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, возмещении причиненного ущерба, проверку правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов и сборов, в т.ч. при ликвидации юрлиц и прекращении деятельности ИП, представительство от имени и по поручению консультируемого лица (доверителя) в налоговых, иных контролирующих (надзорных) и правоохранительных органах по налоговым вопросам, участие в суде, в правоохранительных и других органах в качестве независимого эксперта по налоговым вопросам и «другие услуги», связанные с этими вопросами.

Наибольший интерес вызывают консультирование доверителей по налоговым вопросам в конкретных ситуациях с учетом обстоятельств, имеющихся у доверителя, подготовка рекомендаций (заключений) по налоговым вопросам, в т.ч. по определению оптимальных путей решения налоговых проблем. В проекте, как и в действующем законодательстве, не определяется, что такое «налоговые проблемы», но в жизни их хватает. Обычно они делятся на 2 категории:

а) мы считаем, что платим слишком много налогов;

б) налоговики считают, что мы платим слишком мало налогов, и пытаются взять их больше.

У специалистов, способных избавить нас от таких напастей, не будет отбоя от клиентов. Особенно, если в договоре прямо будет записан такой предмет, как «определение оптимальных путей решения налоговых проблем»… и далее их список. Разумеется, в проекте имеются в виду исключительно легальные пути. Но на практике речь неизбежно пойдет о минимизации платежей в бюджет с использованием всех возможностей законодательства и особенно его пробелов – с соответствующим гонораром. Тут возникает опасность реального конфликта интересов: между коммерческим и доверительным характером налогового консультирования и общественной значимостью этой сферы деятельности.

НЕ МЕНЕЕ интересен конфиденциальный характер налогового консультирования. Согласно проекту его тайной являются любые сведения, ставшие известными налоговому консультанту в процессе осуществления им деятельности по налоговому консультированию. Это создает новому институту уникальное положение. Поскольку никаких оговорок о раскрытии кому-либо в каких-то случаях информации в проекте нет, то все сведения, полученные налоговым консультантом, в т.ч. в качестве уполномоченного представителя плательщика, можно считать недоступными для контролирующих органов. Но тогда возникает коллизия с подп. 1.5 ст. 81 НК, абз. 5, 6 п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом от 16.10.2009 № 510, согласно которым должностные лица налоговых органов имеют право истребовать необходимые для проверки документы и информацию у контрагентов, банков, государственных органов, иных организаций и физических лиц.

В то же время коммерческую тайну не могут составлять сведения, являющиеся адвокатской, банковской и налоговой тайной (ст. 6 Закона «О коммерческой тайне»). Замечу, что обязать адвокатов, нотариусов, независимых юристов, аудиторов и бухгалтеров раскрывать информацию о подозрительных операциях (сделках) своих клиентов настоятельно рекомендовано в стандартах FATF по противодействию отмыванию денег. Эти рекомендации реализованы в белорусском законодательстве в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем. Кроме того, аудиторы обязаны предоставлять имеющуюся у них информацию о деятельности аудируемого лица, заказчика аудиторских услуг, а также получаемые или составляемые в ходе оказания аудиторских услуг документы и содержащиеся в них сведения судебным, следственным и контролирующим органам, в т.ч. КГК и МНС.

На налоговых консультантов эти требования, судя по проекту, не распространяются. Таким образом, их клиенты получат дополнительные гарантии качества и ответственности. Но стоимость подобных услуг неизбежно вырастет: получение и сохранение статуса связано с дополнительными расходами и обязанностями.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений