Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Исследования, рейтинги
09.12.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Горизонт–2017:— растут только минусы

Рецессия в белорусской экономике продлится дольше, чем надеется правительство, говорится в очередном макроэкономическом прогнозе ИПМ. При этом существуют риски ухудшения экономической ситуации. Явной угрозой финансовой стабильности уже стали проблемные кредиты, а в ближайшем будущем – высокая долговая нагрузка частного и государственного сектора.

В текущем году стало очевидным, что рецессия в белорусской экономике затянется гораздо дольше, чем ожидалось. Так, ограничения, вводимые ради восстановления финансовой стабильности, усилили структурное сжатие экономики. Например, сокращение директивных кредитов помогло стабилизации финансовой сферы, но без них начал падать выпуск в реальном секторе, а некоторые предприятия «стали демонстрировать признаки нежизнеспособности». Это усилило роль структурных факторов в рецессии.

Тщетной оказалась надежда на скорое смягчение монетарной среды и ее вклад в восстановление. Уровень процентных ставок в реальном выражении, несмотря на усилия Нацбанка, остается достаточно высоким, что тоже влияет на затягивание спада. При этом продолжительность рецессии сама по себе является угрозой. Например, неблагоприятная экономическая среда влечет дальнейшее ухудшение качества долгов частого сектора и государства, заставляя банки ограничивать кредитование, что, в свою очередь, ведет к сокращению производства. Эти тренды, вероятно, сохранятся в 2017 г.

Затяжная рецессия отразится практически на всех сферах экономики и особенно на инвестициях в основной капитал. Желающих вкладывать деньги в развитие будет немного – из-за слабого потенциала роста, низкой ожидаемой отдачи на инвестиции и высоких процентных ставок. В результате, по мнению аналитиков ИПМ, в текущем году валовое накопление основного капитала сократится на 10,1% (что сократит прирост ВВП на 3,3 п.п.), а в 2017 г. – еще на 7%. По сути, это вернет запас капитала к своему естественному уровню после избыточного и неэффективного его накопления в предыдущие годы.

Бюджет сектора государственного управления, по оценке ИПМ, будет выполнен с профицитом 0,2% от ВВП в 2016 г. и дефицитом 0,7% в 2017-м. Такая динамика связана с сокращением доходов бюджета, обусловленным рецессией, падением прибыли и низкими ценами на нефть. Одновременно меняется структура расходов: господдержка реального сектора сократится, а расходы на социальную политику несколько вырастут.

Дефицит текущего счета платежного баланса из-за неблагоприятной динамики экспортных и импортных цен в 2016 г. увеличится до 2,6 млрд. USD (5,7% ВВП) и останется на том же уровне в 2017 г. По финансовому счету ожидается чистый приток 2,8 млрд. USD в 2016 г. и 3,3 млрд. в 2017-м.

Расходы домохозяйств на конечное потребление немного снизились в 2016 г., причем доля потребления выросла, а сбережений – сократилась. Однако если в текущем году граждане еще надеялись на скорое восстановление уровня доходов, то в 2017 г. им придется смириться и затянуть пояса: потребление домохозяйств сократится на 3,5% в 2016 г. и на 1,6% в 2017-м.

Во внешней торговле в 2016–2017 гг. приходится адаптироваться к плавающему обменному курсу и низким ценам на нефть. Продажи белорусских товаров на российском рынке уменьшатся на фоне продолжающегося в РФ спада. Падение экспорта на рынки стран вне СНГ будет вызвано сокращением поставок нефтепродуктов и калийных удобрений из-за снижения цен. «Более чем пропорциональное» сокращение импорта будет связано с сокращением ввоза товаров как из России, так и из дальнего зарубежья вследствие проблем со стороны внутреннего спроса. В итоге сальдо внешней торговли товарами составит примерно -3 млрд. USD, в 2017-м немного меньше, а в целом по торговле товарами и услугами – -0,5 млрд. USD в 2016 г. и -0,3 млрд. в 2017-м.

В итоге выпуск в текущем году сократится по расчетам ИПМ на 2,8%, а в 2017-м – на 0,9% или на 7,5% по сравнению с 2014 г. Это повлечет пропорциональное снижение социальных стандартов.

Если консервативная монетарная политика будет продолжаться, то можно рассчитывать на дезинфляцию. Но по инерции и за счет корректировок регулируемых цен инфляция будет достаточно высокой по мировым меркам: 11,8% в 2016-м и 10% в 2017 г. Примерно такими же будут темпы обесценения белорусского рубля.

Главной угрозой финансовой стабильности авторы прогноза считают государственный долг и проблемные активы банков. Рост последних может негативно отразиться на внутреннем денежном рынке или спровоцировать эмиссию (например, масштабные вливания ликвидности в проблемные банки).

Сужение налоговой базы из-за спада в экономике заставит власти продолжить пересмотр льгот и, возможно, повышать некоторые налоги (в т.ч. НДС и акцизы), чтобы компенсировать падение бюджетных доходов. Одновременно правительство будет вынуждено сокращать расходы, в т.ч. на поддержку экономики, чтобы обеспечить средства для выплат по основному долгу, на случай отсутствия возможностей его рефинансирования. Но масштабы такого сокращения будут невелики, т.к. в краткосрочном периоде оно усиливает риски неплатежеспособности в реальном секторе и финансовой нестабильности в банковском. Напротив, социальные расходы консолидированного бюджета останутся на уровне 2015 г., т.к. государство будет вынуждено увеличивать поддержку социально уязвимых групп населения.

Чистый приток прямых иностранных инвестиций существенно не изменится: 1,4 млрд. USD в 2016 г. и 1,3 млрд. в 2017-м. Он будет обусловлен в основном реинвестированными доходами и в меньшей степени – приобретением акционерного капитала в промышленности, сфере услуг и банковском секторе. При этом вырастут обязательства перед нерезидентами в результате привлечения новых займов. В ИПМ надеются, что правительство сможет почти полностью рефинансировать государственный долг в иностранной валюте в 2017 г. Это может быть новая кредитная программа с МВФ или другие источники, например, выпуск евробондов, о чем заявлял Минфин.

Таким образом, по мнению специалистов ИПМ, рецессия в отечественной экономике вызвана не циклическим спадом и временным ухудшением внешней среды, которые можно переждать, а является следствием структурных слабостей. А потому пассивность властей в надежде, что необходимость ограничительных мер отпадет (например, благодаря упрочившейся финансовой стабильности), может только углубить и продлить спад в экономике страны.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by