Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
ВЭД
14.10.2016 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Газовая туманность в нефтяном космосе

Беларусь и Россия урегулировали на этой неделе очередной нефтегазовый спор, тянувшийся почти полгода. При этом компромисс выглядит довольно странно: Москва не соглашается снижать цены на газ, но готова субсидировать часть его стоимости, Минск, по сути, признал свой долг и готов его оплатить, а по ряду вопросов, в т.ч. о формуле определения цен на будущее, еще придется договариваться.

Конфликт разразился еще в начале года, когда Минск стал добиваться снижения цен на российский газ со 132 USD до 73 USD за 1 тыс. м3, мотивируя свои требования девальвацией рубля. Поскольку многочисленные раунды переговоров заканчивались безуспешно, стороны перешли к жестким приемам: Россия сократила поставки нефти в Беларусь, а Минск в ответ в одностороннем порядке увеличил тарифы на транзит российской нефти. Затем последовало заявление о переговорах насчет покупки иранской нефти.

Вряд ли это сильно встревожило российских чиновников. Но чрезмерно давить на своего союзника они тоже не стали. После неоднократных заверений белорусских властей о достижении договоренности и опровержений российской стороны нынешнее решение выглядит вполне приемлемым. Главы правительств двух стран Андрей Кобяков и Дмитрий Медведев в ходе телефонных переговоров в понедельник подтвердили сохранение прошлогоднего механизма формирования цены на газ для белорусских коммерческих организаций. При этом Минск согласился перечислить «зарезервированные» с начала года средства на счета поставщиков газа. Речь идет почти о 300 млн. USD – разнице между суммой, причитающейся «Газпрому» в соответствии с межправительственным соглашением и получающейся при цене, которую у нас считали «справедливой». Кроме того, россияне подтвердили готовность применения механизма межбюджетной компенсации, средства от которой будут использованы белорусской стороной, прежде всего для снижения цены на газ для национальных потребителей. В Минске эти договоренности рассматривают как «компромиссные и соответствующие интересам обеих сторон».

Судя по заявлениям чиновников, стороны по-разному понимают эти договоренности. Так, российский вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что долг Минска перед Москвой за газ превышает 300 млн. USD и должен быть погашен до 20 октября т.г. В свою очередь белорусский вице-премьер Владимир Семашко признал возможным погасить этот долг до 25 октября, но выразил надежду договориться о рассрочке платежа до конца 2016 г.

Между тем, Д. Медведев уверен, что никаких скидок наша страна не получает. «Еще раз хотел бы акцентировать внимание, что цена за поставляемый в Беларусь газ остается прежней, рассчитывается по существующей формуле, – заявил он. – Никакой корректировки не произведено, необходимо погасить задолженность для того, чтобы восстановить нормальные хозяйственные отношения. Надеюсь, это белорусские партнеры понимают».

Несомненным достижением выглядит готовность россиян возобновить поставки нефти в прежнем объеме и отмена Министерством антимонопольного регулирования и торговли Беларуси постановления  от  28.09.2016 № 30, которым тарифы на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба», расположенным на территории нашей страны, были увеличены в полтора раза.

Что касается цен на газ на следующий год, то о них еще придется договариваться. Для Беларуси критически важно добиться их снижения – ведь конкурентоспособность отечественной экономики во многом зависит от дешевых российских энергоносителей. Но падение мировых цен на это сырье существенно подорвало данное преимущество. Так, если во II квартале 2015 г. средняя цена российского газа для Европы составляла 251 USD за 1 тыс. м3, то во II квартале 2016 г. – только 173 USD. Даже если в следующем году цены на нефть вырастут, средняя цена газа в ЕС будет восстанавливаться медленно, считают аналитики. Конкуренция на европейском рынке будет возрастать благодаря увеличению поставок сжиженного газа, в т.ч. из США, Алжира и стран Ближнего Востока. Поэтому «Газпрому», договариваясь с покупателями, придется учитывать спотовые цены рынка ЕС. К сожалению, у Беларуси нет возможности диверсифицировать импорт природного газа, а потому наши возможности влиять на монопольного поставщика очень ограничены.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений