Формируем стоимость объекта основных средств
Рассмотрим особенности формирования в бухучете первоначальной стоимости различных объектов основных средств.
В соответствии с п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26), основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости на основании акта о приеме-передаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению Минфина от 22.04.2011 № 23. При этом первоначальная стоимость приобретенных объектов определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая:
– стоимость приобретения основных средств;
– таможенные сборы и пошлины;
– проценты по кредитам и займам;
– затраты по страхованию при доставке;
– затраты на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования;
– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования (ч. 1 п. 10 Инструкции № 26).
Первоначальная стоимость созданных в организации основных средств определяется в сумме фактических прямых и распределяемых переменных косвенных затрат на их создание, за исключением случаев, установленных законодательством (ч. 3 п. 10 Инструкции № 26).
Рассмотрим некоторые ситуации, возникающие при постановке на учет основных средств.
Организация приобретает деревообрабатывающий станок. Отдельно у другого поставщика приобретается комплект режущего инструмента к станку (дисковых пил).
Как правильно для целей бухгалтерского учета сформировать первоначальную стоимость станка: с учетом стоимости дисковых пил или без их учета?
Стоимость комплекта пил входит в первоначальную стоимость станка.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект (п. 6 Инструкции № 26), т.е. объект со всеми приспособлениями и принадлежностями.
В комплект каждого станка должны входить принадлежности, специальный слесарно-монтажный инструмент, сменные и запасные части в количестве, обеспечивающем работу в течение гарантийного срока, а также один набор режущего инструмента, который может быть установлен на станке (п. 3.1 раздела 3 межгосударственного стандарта ГОСТ 25223-82 «Оборудование деревообрабатывающее. Общие технические условия», утв. постановлением Госстандарта от 17.12.1992 № 3). Номенклатура и их количество должны быть указаны в технических условиях или заменяющих их технических документах и в руководстве по эксплуатации на конкретный станок.
Комплект дисковых пил относится к средствам технологического оснащения, дополняющим технологическое оборудование (ГОСТ 3.1109-82 «Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий» и ГОСТ 25751-83 «Инструменты режущие. Термины и определения общих понятий», утв. постановлением Комстандарта от 17.12.1992 № 3), и входит в его состав.
Поскольку в комплект поставки станка не входил комплект дисковых пил, затраты на их приобретение у другого поставщика подлежат включению в первоначальную стоимость станка как затраты, связанные с приведение его в состояние, пригодное для использования (абз. 7 ч. 1 п. 10 Инструкции № 26).
Организация приобретает электрические водонагреватели. В соответствии с учетной политикой они учитываются как объекты основных средств. После установки водонагревателей на месте эксплуатации по договору возмездного оказания услуг выполнены приемо-сдаточные испытания и электрофизические измерения этого оборудования.
Как правильно отразить в бухгалтерском учете затраты на такие услуги: как текущие расходы или отнести их на увеличение стоимости водонагревателей?
Необходимым условием для эксплуатации электрических водонагревателей является их подключение к электрической сети. При этом согласно п. 4 Правил энергоснабжения, утв. постановлением Совмина от 17.10.2011 № 1394 (далее – Правила), при необходимости присоединения к электрическим сетям электроустановок новых и реконструируемых капитальных строений (зданий, сооружений), увеличения мощностей, подключенных к электрическим сетям, юридическое лицо обязано, в частности, обеспечить проведение приемо-сдаточных испытаний и электрофизических измерений. Факт испытания и электрофизических измерений оформляется протоколом (абз. 4 ч. 4 п. 48 Правил). Такой протокол входит в перечень документов, предъявляемых организациям энергоснабжения, в рамках осуществления административной процедуры по подключению электроустановок к электрическим сетям, предусмотренной п. 3.31 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156.
Таким образом, в рассматриваемом случае оплату услуг по испытанию и электрофизическим измерениям следует рассматривать как затраты, непосредственно связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования. Поэтому они в соответствии с п. 13 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50), отражаются в бухучете в составе затрат, формирующих первоначальную стоимость основных средств, записью:
Д-т сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы», субсч. 08-1 «Приобретение и создание основных средств» – К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Производственная организация (г. Гомель) приобретает автомобиль МАЗ. За получением автомобиля в соответствии с приказом в 2-дневную служебную командировку в г. Минск направлен водитель организации.
Как правильно отразить в бухгалтерском учете командировочные расходы и стоимость топлива на перегон автомобиля: как текущие расходы или отнести их на увеличение стоимости автомобиля?
Затраты по перегонке автомобиля, в т.ч. командировочные расходы, следует включать в первоначальную стоимость объекта основных средств «Автомобиль МАЗ» как затраты, связанные с доставкой.
При направлении работника в служебную командировку согласно п. 4 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утв. постановлением Минфина от 12.04.2000 № 35 (далее – Инструкция № 35), ему подлежат возмещению следующие расходы:
– по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы по фактическим затратам на основании подлинных проездных документов;
– по найму жилого помещения (за исключением времени нахождения в пути) по фактическим расходам, но не выше стоимости одноместного номера (одного места в номерах с количеством мест для проживания два и более). При этом возмещение расходов по найму жилого помещения осуществляется на основании подлинных документов, подтверждающих данные расходы, выдаваемых в соответствии с законодательством РБ при оказании услуг и расчетах за них;
– за проживание вне места жительства (пребывания) для покрытия дополнительных расходов – суточные в размерах, установленных постановлением Минфина от 16.06.2016 № 48 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках»;
– иные расходы, предусмотренные п. 4 Инструкции № 35.
Стоимость горюче-смазочных материалов, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортных средств, машин и механизмов, списывается в дебет счетов учета затрат на производство, расходов на реализацию с кредита счета 10 «Материалы» субсчет «Топливо в баках транспортных средств» в зависимости от направления их использования (п. 83 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133, далее – Инструкция № 133).
Исходя из норм п.п. 9 и 10 Инструкции № 26 расходы по командировке работника организации, а также стоимость израсходованного топлива на перегон автомобиля подлежат включению в первоначальную стоимость автомобиля как иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования. При этом в бухучете делаются записи:
Д-т сч. 08, субсч. 08-1 «Приобретение и создание основных средств» – К-т сч.сч. 10 «Материалы, 71 «Расчеты с подотчетными лицами».