Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Валютный рынок
05.08.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Евразийские деньги на белорусские реформы

Поступление в Беларусь второго транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в объеме 300 млн. USD стало возможным благодаря выполнению нашей страной всех условий. По крайней мере, так считает наш кредитор. Для получения следующих траншей из 2-миллиардного кредита придется постоянно демонстрировать новые достижения в реформировании экономики, говорится в сообщении фонда.

Основанием для решения Совета ЕФСР о выделении транша послужило выполнение Беларусью всех обязательств, кроме одного – индикативного условия по максимальному порогу государственных заимствований. Советом Фонда также были одобрены поправки в письмо о намерениях правительства и Нацбанка РБ, призванные способствовать «усилению стабилизационного характера реформ, снижению рисков необходимости резкой корректировки политики, а также повышению качества мониторинга и прозрачности программы, поддерживаемой кредитом ЕФСР». Все эти изменения внесены в Матрицу мер экономической политики и структурных преобразований.

Реализация условий второго транша была нацелена на сокращение инфляции и последовательное наращивание валовых международных резервов (ВМР). Для этого требуется проведение жесткой и скоординированной экономической политики, а также продолжение структурных реформ по либерализации цен, повышению эффективности работы госпредприятий, создание условий для перехода к корпоративным принципам управления и развития частного сектора.

Жесткая экономическая политика, включая соблюдение пороговых значений по всем монетарным показателям, сокращение директивного кредитования и формирование широкого профицита консолидированного бюджета, привела к значительному снижению темпов инфляции. В I полугодии т.г. она составила 12,4%, тогда как годом ранее – 15,4%. Этому процессу не смогли помешать даже повышение тарифов ЖКХ и существенное снижение доли контролируемых цен. Впрочем, она все еще выше, чем в странах – основных партнерах Беларуси: около 20% в корзине ИПЦ. Между тем в мире с начала 2016 г. продовольствие начало дорожать, сохраняется волатильность цен на энергетические товары. В Беларуси растет дефицит счета текущих операций (СТО) и сохраняется необходимость в дальнейшей либерализации цен как ключевой меры по повышению эффективности использования и распределения ресурсов экономики. Поэтому выход на целевой показатель по инфляции по итогам года требует продолжения жесткой экономической политики, полагает ЕФСР.

Поддержание гибкой политики валютного курса в рамках механизма двойного валютного аукциона и жесткая денежно-кредитная политика способствовали выходу резервов на уровень, предусмотренный условиями второго транша. Аккуратно идет и погашение госдолга. Поддержанию ВМР в I полугодии способствует превышение предложения над спросом на валютном рынке, что вызвано возросшим предложением валюты со стороны населения для поддержания текущего уровня потребления на фоне сократившихся реальных доходов. Но такая причина образования избытка валюты на фоне расширения дефицита СТО и продолжения рецессии не может считаться устойчивым фактором пополнения резервов и стабилизации на валютном рынке. Поэтому могут потребоваться экстренные меры в случае возникновения дефицита финансирования, предупреждает фонд. Чрезмерная опора на режим плавающего курса для управления внешними дисбалансами будет приводить к ухудшению балансов предприятий и банков и окажет давление на цены, что может привести к возобновлению роста процентных ставок. ЕФСР рекомендует белорусским властям сочетать политику гибкого валютного курса с готовностью решать проблемы внешних дисбалансов преимущественно за счет структурных мер политики, включая дальнейшее сокращение директивного кредитования и субсидий.

Основными причинами расширения дефицита СТО с 5,8% ВВП в январе–мае 2015 г. до 10,3% ВВП в текущем периоде, по мнению ЕФСР, стали ухудшение условий торговли энергетическими товарами, сокращение внешнего спроса и падение экспорта калия. Дефицит энергетического баланса в этот период расширился более чем вдвое – с 2,6% ВВП до 5,6% ВВП. В результате налоговой реформы в нефтяной отрасли России размер экспортной пошлины, остающейся в распоряжении Беларуси, будет постепенно уменьшаться. Это, в сочетании с подорожанием поставок российской нефти, будет приводить к ухудшению энергобаланса, независимо от динамики мировых цен на нефть. Очередной «налоговый маневр» в России может привести к повышению импортных цен для Беларуси до мирового уровня уже в ближайшие годы.

Поэтому фонд рекомендует правительству РБ сосредоточить свои усилия на улучшении неэнергетического баланса (как ключевого фактора сокращения внешних дисбалансов) за счет последовательной реализации структурных реформ по повышению конкурентоспособности экономики и экспорта. Это предполагает дальнейшую либерализацию цен и финансовых рынков, переход государственных предприятий на коммерческие принципы работы, создание условий для приватизации и развития частного сектора с целью привлечения финансирования и стимулирования внедрения новых технологий. Такие меры позволят эффективно перераспределить и использовать высвобождающиеся в результате постепенного свертывания директивного кредитования ресурсы в более производительных секторах экономики.

Дополнительными резервами повышения экспортного потенциала должно стать дальнейшее снижение инфляции и накопленного в предыдущие годы дисбаланса между опережающим ростом зарплаты над производительностью труда, считают в ЕФСР. Меры по повышению конкурентоспособности экономики и дальнейшее сокращение субсидий ЖКХ будут также способствовать улучшению энергетического баланса.

Сокращение внешних дисбалансов тоже должно стать одним из условий для снижения ставки рефинансирования Нацбанка РБ. Хотя ее уровень остается положительным в реальном выражении, ключевые процентные ставки не должны снижаться на фоне устойчивого расширения дефицита СТО, сохранения рисков финансирования платежного баланса и высокой степени неопределенности на внешних рынках, включая Россию. Ведь первоначально именно внешние шоки вызвали рост этих ставок. По согласованию с властями Беларуси при принятии решения об изменении ставки рефинансирования начиная с третьего транша будет также учитываться динамика сальдо СТО.

Другие дополнительные меры, включенные в Матрицу как контрольные условия третьего и последующих траншей, нацелены на улучшение показателей долговой устойчивости, недопущение вмешательства государства в процесс ценообразования ранее либерализованных цен, создание базы данных по госпрограммам для повышения качества мониторинга и планирования процесса постепенного свертывания директивного кредитования, а также на повышение прозрачности бюджета.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by