Экспортные приоритеты
Национальная программа поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016–2020 годы и «дорожная карта» мероприятий по ее реализации утверждены постановлением Совмина от 1.08.2016 № 604.
Экспорт по-прежнему считается одним из основных приоритетов социально-экономического развития нашей страны. В новой программе не предусматривается детализация прогнозных показателей внешней торговли, зато определяются конкретные меры поддержки экспорта, для его диверсификации и роста. Реализация программы направлена на достижение роста, развитие и диверсификацию национального экспорта, в первую очередь инновационного и высокотехнологичного, повышение эффективности системы господдержки. При этом ставится задача минимизировать зависимость белорусской экономики от влияния внешнеэкономической конъюнктуры.
По итогам предыдущей 5-летней программы был выявлен ряд проблем, мешающих росту и оптимизации структуры экспорта. Среди них – его высокая товарная и географическая концентрация, медленное освоение новых рыночных ниш, низкая конкурентоспособность отечественной продукции, отставание по уровню производительности труда, высокая энерго- и материалоемкость и большая доля первичной переработки сырья в структуре экономики, недостаточное использование конкурентных преимуществ, ориентация промышленности на внешние ресурсы. Сказались также ухудшение в 2013–2015 гг. внешнеэкономической конъюнктуры и обострение конкуренции на основных внешних рынках, в первую очередь в России и Украине, девальвация валют основных торговых партнеров, приведшая к снижению стоимостных объемов экспорта. Признаются и внутренние факторы: отсутствие широкой линейки экспортных товаров (в т.ч. инновационных), несмотря на модернизацию организаций-экспортеров, неготовность министерств, ведомств, региональных властей и подчиненных им организаций оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынков, активно продвигать продукцию на рынки стран «дальней дуги». Увеличение объемов мировых продаж товаров и услуг с применением информационно-коммуникационных технологий приводит к частичному вытеснению белорусских экспортных товаров, продаваемых традиционным способом. Резкие и частые изменения внешнеторговой конъюнктуры обусловливают необходимость перехода от долгосрочного к краткосрочному планированию как ключевому инструменту в сфере продвижения экспорта.
В программе предусматривается совершенствование системы господдержки экспорта, эффективное участие в международном разделении труда, использование конкурентных преимуществ страны, применение механизмов интеграционных объединений и снижения зависимости от традиционных экспортных позиций и рынков за счет диверсификации товарной номенклатуры.
Достижение данной цели, а также создание благоприятных условий для выполнения второго этапа (2021–2030 гг.) Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития РБ до 2030 года позволит обеспечить планомерную диверсификацию экспорта для равного распределения экспортных поставок между рынками: ЕАЭС, ЕС и иных стран, в т.ч. «дальней дуги» (страны Азии и Океании, Африки и Ближнего Востока, Латинской Америки), на каждый из которых к 2020 г. должно приходиться по 1/3. При этом доля поставок на новые перспективные рынки должна вырасти до 10% к 2020 г.
СРЕДИ основных задач программы названы диверсификация торгово-экономических связей с различными странами и регионами при сохранении и усилении позиций на традиционных рынках, оптимизация законодательства в сфере поддержки экспорта с учетом мировой практики и функционирования белорусской модели экономики. Планируется усовершенствовать подходы к работе с малым и средним бизнесом по экспортной тематике, стимулировать производителей товаров и услуг к расширению товарной номенклатуры и видов оказываемых услуг, сформировать условия для стимулирования несырьевого, высокотехнологического, инновационного экспорта. Будет продолжена экономическая интеграция в рамках ЕАЭС, предусматривающая снятие барьеров, ограничений и изъятий в торговле отдельными видами товаров и услугами, в первую очередь в отношении энергоносителей, продукции сборочных производств, либерализации автомобильных перевозок и других чувствительных позиций. Планируется развитие сотрудничества c региональными объединениями, международными экономическими организациями. Правительство надеется добиться отмены санкций ЕС и США в отношении белорусских организаций и не допускать их расширительного толкования. Еще одна задача – продвижение «экспортной культуры» в виде «закрепления в массовом сознании значимости экспорта для развития страны и общества и повышения его приоритетности».
В РЕЗУЛЬТАТЕ реализации программы планируется нарастить экспорт товаров и услуг за 5 лет в 1,21–1,25 раза, обеспечить превышение темпов роста экспорта над импортом и поставку на экспорт не менее 65% произведенной промышленной продукции, увеличить рост удельного веса экспорта товаров на новые перспективные рынки в общем объеме экспорта товаров с прошлогодних 5,8% до 10% в 2020 г., рост удельного веса экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг за этот период с 20,3 до 25%.
Для выполнения поставленных программой задач, а также достижения установленных целевых показателей определены 6 приоритетов поддержки и развития экспорта, в т.ч.:
– оптимизация национальной системы поддержки и развития экспорта;
– занятие новых ниш на перспективных рынках, сохранение существующих и поиск дополнительных ниш, усиление позиций на традиционных рынках;
– увеличение экспортного потенциала в сфере услуг;
– развитие экономической интеграции в рамках ЕАЭС;
– повышение привлекательности работы субъектов хозяйствования на экспортном направлении, развитие экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства;
– развитие инновационного экспорта посредством увеличения экспорта наукоемкой продукции и технологий.
SWOT-анализ развития белорусского экспорта
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Наличие системы господдержки экспорта |
Неразвитость маркетинговых и консалтинговых услуг при экспорте |
Выгодное географическое положение |
Недостаточная развитость экспортного финансирования и соответствующей инфраструктуры |
Расширение доступного рынка сбыта в рамках ЕАЭС |
|
Наличие товаропроводящей сети отечественных производителей за рубежом |
Неготовность организаций к экспорту (проблемы с маркетингом, обменом релевантной информацией, управлением, качеством, кадрами, отсутствие положительного торгового имиджа и другое) |
Наличие кадрового потенциала для развития востребованных производств |
|
Возможности |
Угрозы |
Увеличение объемов и темпов роста высокотехнологичного и инновационного экспорта товаров и услуг |
Сохранение инерционной товарной и географической направленности экспорта |
Создание эффективной государственной системы содействия развитию и продвижению экспорта |
Ограниченность финансовых ресурсов для государственной поддержки экспорта в длительной перспективе |
Повышение знаний и умений белорусских специалистов при осуществлении экспортных операций |
Продолжение отставания от передовых стран по производительности труда и конкурентоспособности на мировом рынке |
Выполнение мероприятий «дорожной карты» будет способствовать увеличению объемов экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, современных материалов и готовых изделий с улучшенными свойствами, развитию экспорта технически и технологически сложной продукции, а также увеличению экспорта наукоемких и интеллектуальных услуг (инжиниринговых, технических, компьютерных, образовательных).
В ЦЕЛЯХ усиления экспортного потенциала страны в рамках программы будет продолжено развитие таких направлений интеграции экономики Беларуси в общемировое пространство, как: формирование общего рынка без изъятий и ограничений в рамках ЕАЭС, либерализация рынков услуг и капиталов, развитие общего финансового рынка, гармонизация национального законодательства государств – членов и совершенствование общего законодательства ЕАЭС, вступление Беларуси в ВТО с учетом интересов национальной экономики и расширение сотрудничества в рамках иных международных организаций, расширение многостороннего сотрудничества со странами ЕС и США, дальнейшая активизация торгово-экономических связей с перспективными странами, опережающее развитие экспорта услуг, продвижение национального капитала на мировые рынки, включение в международные транснациональные корпорации и формирование собственных ТНК, обеспечивающих новый уровень производительности труда и экологической безопасности.
Координатором программы определен МИД, а исполнителями – министерства, концерны, местные исполнительные и распорядительные органы. В программе предусматривается порядок сбора и анализа информации о ходе ее выполнения, а также ежегодного утверждения мероприятий «дорожной карты» и выделения из бюджета средств на их финансирование.