Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Проекты
22.11.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Единый налог как воплощение самозанятости

Единый налог  как воплощение самозанятостиНезанятым гражданам государство намерено предоставить возможность заняться бизнесом с минимальными формальностями, но с уплатой налогов. МНС предлагает обсудить проект указа «О некоторых вопросах регулирования деятельности физических лиц», в котором расширяется список видов деятельности, которые можно осуществлять без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Достаточно будет уплатить налог. Удастся ли таким путем решить проблему самозанятости в нашей стране?

Идея самозанятости с уплатой налогов была выдвинута председателем Совета Республики М. Мясниковичем летом (см. «ЭГ» № 65 за 26.08.2016) и была воспринята в деловом сообществе с некоторым недоумением. Но власти, кажется, намерены предложить обществу этот механизм всерьез.

Сейчас граждане могут без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя осуществлять 18 видов деятельности, не относящихся к предпринимательской (ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК), связанных с оказанием услуг или выполнением работ. При этом необходимо уплачивать единый налог.

Проектом указа предусмотрено расширение перечня видов деятельности, не относящихся к предпринимательской. В него планируется включить ремонт часов, обуви; ремонт и восстановление домашней мебели (за исключением перетяжки); услуги по сборке мебели; по настройке музыкальных инструментов; услуги по распиловке и колке дров, погрузке и разгрузке грузов; производство по заказам потребителей одежды (в т.ч. головных уборов) и обуви из материалов заказчика; выполнение штукатурных, малярных, стекольных работ, работ по устройству покрытий пола и облицовке стен, кладке (ремонту) печей и каминов.

При занятии названными видами деятельности тоже придется платить единый налог. Его базовые ставки определены в приложении к проекту указа. В их пределах областным и Минскому городскому Советам предстоит устанавливать конкретные размеры ставок налога по каждому виду деятельности для населенных пунктов, где будут работать самозанятые граждане. При этом должны учитываться условия, предусмотренные в п. 2 ст. 298 НК, в т.ч. место осуществления деятельности плательщиков в пределах населенного пункта (центр, окраина, транспортные развязки, удаленность данного места от остановок пассажирского транспорта) и режим работы плательщиков.

Пока базовые ставки единого налога согласно проекту указа составят в Минске и областных городах для деятельности по ремонту часов, обуви, ремонту и сборке домашней мебели, настройке музыкальных инструментов 25–86 BYN в месяц, производству одежды, головных уборов и обуви из материалов заказчика – 25–113 BYN. Максимальный размер предполагается установить для тех, кто займется штукатурными, малярными, стекольными работами, устройством полов и облицовкой стен, устройством или ремонту печей и каминов – 52–145 BYN в месяц. Минимальные ставки предлагаются для деятельности по распиловке или колке дров, погрузочно-разгрузочным работам – от 5 до 39 BYN. В ряде крупных райцентров верхняя граница базовых ставок по большинству видов деятельности такая же, как для столицы и областных центров, а нижняя – в основном на 20% ниже. В остальных населенных пунктах нижняя граница базовой ставки по ряду видов деятельности на 25% ниже, чем в крупных райцентрах, а верхняя меньше на 8–34%.

Во время экономического кризиса самозанятость во многих странах зачастую играла важную роль в поддержании уровня жизни населения, сокращения официальной безработицы и стабилизации рынка труда. Не исключено, что расширение видов деятельности, которыми можно заниматься, не регистрируясь в качестве ИП, заинтересует и наших граждан, ищущих дополнительный заработок, а также тех, кто уже имеет его нелегально. Вопрос лишь в том, удастся ли найти баланс между преимуществами предлагаемой формы самозанятости и ее издержками. Конечно, возможность работать легально, не опасаясь штрафа до 100 базовых величин по п. 1-1 ст. 12.7 КоАП, – безусловный плюс. Но не покажутся ли гражданам слишком обременительными планируемые ставки единого налога? Ведь чтобы отдавать в бюджет ежемесячно по 50–145 BYN или хотя бы по 5–25, их надо еще заработать. При сегодняшнем уровне доходов населения трудно ожидать значительного спроса на услуги, включенные в перечень. Поэтому не исключено, что кто-то предпочтет остаться в тени, особенно если данные услуги оказываются не регулярно, а от случая к случаю.

Довольно спорным выглядит правовой статус «самозанятых» граждан. Проект указа никак не объясняет, понадобится ли им оформлять отношения с клиентами договорами и иными документами, распространятся ли на них правила бытового обслуживания и Закон «О защите прав потребителей». Смогут ли те, кто пожелает, заняться пошивом одежды и обуви, арендовать для этого помещения или им позволительно работать на дому?

Не менее важный вопрос – это неравномерность налогообложения. В последнее время становится характерным нарушение принципа справедливости при установлении ставок налогов для граждан и предоставлении налоговых льгот. Довольно странно, что владельцы агроусадеб, в которых часто проводятся свадьбы или корпоративные праздники, будут платить 3 базовых величины в год, тогда как, например, настройщик музыкальных инструментов в пересчете единого налога на базовые величины – примерно 1,2–4,1 БВ в месяц, рубщик дров – 1,9 БВ (если считать по верхней планке), печник – 2,5–7 БВ, а игрок на «Форексе» – вообще ничего (если он, конечно, получит какой-то доход).

Идея стимулирования самозанятости населения в условиях кризиса сама по себе хороша. Но что здесь является основным приоритетом: помочь гражданам заработать на жизнь или пополнить казну? Если второе, то размеры базовых ставок нужно тщательно просчитать, тем более что единый налог придется заплатить независимо от выручки. Если же первое, то, вероятно, было бы полезно предоставить для начала самозанятым гражданам налоговые каникулы, как это намерены сделать в России на 2017–2018 гг. Правда, там круг видов деятельности для самозанятых гораздо уже, но регионам дано право его расширить. Спустя 2 года эти граждане должны решить, продолжать ли им свою деятельность с уплатой налогов или прекратить ее. Зато государство подтвердит, что оно действительно социальное: если уж возможности поддерживать граждан в сложных экономических условиях ограничены, пусть люди сами находят себе без помех источники дохода.

Ответы на все эти вопросы можно поискать в ходе обсуждения, которое МНС предложило провести, разместив проект указа на своем сайте. Тогда окончательный вариант документа, возможно, действительно сможет способствовать росту занятости и благосостояния граждан. Да и бюджет в накладе не останется.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений