Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
АПК
25.10.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Доктрина еды

В Беларуси до конца текущего года будет разработана доктрина продовольственной безопасности. Она заменит Концепцию национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 10.03.2004 № 252.

Доктрину разрабатывают в НАН Беларуси. Как сообщил на состоявшемся недавно в Минске I Всебелорусском форуме по продовольственной безопасности председатель Президиума НАН, академик Владимир Гусаков, прежняя концепция устарела. Изменились внешние и внутренние условия, а принятый в ней упрощенный подход не отвечает современным вызовам. В концепции предусматривалось пять критериев оценки уровня национальной продовольственной безопасности страны. Баланс продовольственных ресурсов в энергетических единицах должен находиться в пределах: собственное производство продовольствия – 80–85%, импорт – 15–20, экспорт – 15–20%. Базовыми продуктами при этом считались зерно, картофель, овощи, плоды, сахар, растительное масло, молоко, мясо и яйца.

Важное место в концепции занимала защита отечественных сельхозпроизводителей. В числе внутренних угроз национальной продовольственной безопасности рассматривались также усиление структурной деформации экономики и импортной зависимости по продовольствию, чрезмерная открытость экономики и криминализация экономических отношений, утечка валютных ресурсов.

Извне нашу продовольственную уязвимость формировали экономическая и финансовая зависимость от высокоразвитых государств, перепроизводство продовольствия в других странах, возможная технологическая блокада. К внешним факторам, снижающим продовольственную безопасность Беларуси, причислены также привлекательность ее географического положения и наличие дешевой рабочей силы, незнание подавляющей частью населения международных правил торговли продовольствием, разница в уровне жизни с развитыми странами, создающая возможность для экспортно-импортных спекулятивных операций.

В соответствии с концепцией в стране был установлен порядок проведения мониторинга продовольственной безопасности, позволяющий оценить в т.ч. сбалансированность продуктовых рынков, физическую и экономическую доступность продовольствия населению.

Такое представление о продовольственной безопасности, как в теории, так и на практике, не отвечает сегодняшним вызовам. Ухудшились и международные оценки. В частности, по данным мониторинга, который проводит The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist) по 113 странам, Беларусь опустилась за год с 44 места на 46-е, набрав 63,1 балла из 100.

В мире сегодня основная тенденция – укрепление факторов продовольственной безопасности государствами-лидерами (США, Ирландия, Австралия, Франция, Германия, Канада, Великобритания, Швеция и др.). Интегральный показатель США, например, оценивается в 86,6 балла благодаря высокому уровню доходов населения, низкой доле расходов на питание, развитой сельскохозяйственной и логистической инфраструктуре, диверсификации рациона питания и всеобъемлющему доступу людей к безопасным пищевым продуктам.

Беларусь, согласно исследованию, в последние 5 лет не зависит от внешней продовольственной помощи. При этом достаточность продовольствия на внутреннем рынке оценена в 81,3%, доступная энергетическая ценность среднесуточного рациона жителя – 74,4%, наличие инфраструктуры хранения зерна – 100%, сохранность сельскохозяйственной продукции с момента уборки урожая – 94,8%. Эти показатели превышают средний мировой уровень.

К сильным сторонам обеспечения в нашей стране продовольственной безопасности авторы исследования относят также уровень диверсификации рациона питания (доля некрахмалистых продуктов в объеме потребления), его сбалансированность по наличию микронутриентов (железа и витамина А), наличие рекомендаций по сбалансированному питанию населения. В то же время ниже среднемирового в Беларуси уровень устойчивости сельскохозяйственного производства (69,4%), расходов на питание домашних хозяйств в общей величине расходов (53,1%), развитие сельскохозяйственной инфраструктуры (41,7%). Отсутствует в республике опубликованная национальная стратегия повышения качества питания, уровня государственных расходов на сельскохозяйственные исследования.

Белорусские специалисты признают, что методика и критерии, которые применяются в данном исследовании, позволяют получать более адекватные оценки, чем наши.

В прошлом году при НАН был создан Международный центр продовольственной безопасности. Его цель – объединить научный потенциал для выработки новых концептуальных положений, механизмов и мер по укреплению продовольственной независимости республики. Важное место здесь занимает участие Беларуси в ЕАЭС и связанные с этим интеграционные обязательства. Среди них – создание общего аграрного рынка на основе рыночных методов регулирования, сближение экономических моделей хозяйствования государств – членов союза путем гармонизации и унификации национальных законодательств. При этом приходится учитывать, что наши партнеры, в отличие от Беларуси, являются членами ВТО. Действие этого фактора усугубляется низким уровнем внутрирегиональной торговли сельхозпродукцией и продовольствием, составляющим по экспорту 30%, по импорту – 18%. Таким образом, более 80% продукции закупается в третьих странах и около 70% реализуется за пределы ЕАЭС.

Интеграционные процессы усиливают значимость для обеспечения продовольственной безопасности Беларуси вопроса конкурентоспособности ее продукции, считает ведущий научный сотрудник Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Надежда Батова. В условиях открытой экономики только конкурентоспособные по цене и качеству отечественные продукты могут противостоять на внутреннем рынке экспансии импорта и добиться признания на мировых рынках, где доминирует высококачественная и недорогая продукция.

В доктрине продовольственной безопасности предстоит сформулировать пути минимизации угроз, исходящих от низкой финансово-экономической эффективности белорусского АПК. Например, сумма, которую предприятия этой сферы тратят на обслуживание долгов, достигла 30% их общей выручки, и задолженность продолжает расти.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений