Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Мнения
26.07.2016 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Добровольное страхование и налогообложение организации: не все так просто

В «ЭГ» № 50, на с. 10 Информбанка был опубликован ответ на вопрос, касающийся включения в затраты, учитываемые при налогообложении, расходов на добровольное страхование. После публикации возникла необходимость уточнить и расширить некоторые моменты.

При осуществлении коммерческой деятельности многие субъекты хозяйствования исходят не только из основной цели предпринимательства – получения прибыли (дохода), но и не упускают из виду значимость и актуальность формирования социальных основ стимулирования труда сотрудников. И речь идет о предоставлении определенных преференций для работников не только в виде оплаты путевок, спортивных мероприятий, досуга, материальной помощи в связи с определенными событиями в жизни сотрудников, но и в иной форме – путем применения механизмов страхования. При этом без определенных видов добровольного страхования предприятие не сможет полноценно осуществлять свою деятельность.

Понятно, что нанимателя (собственника) интересуют экономические последствия осуществления добро­вольного страхования, и, не в последнюю очередь, – дают ли возможность страховые расходы влиять на величину налоговых обязательств организации.

Обратим особое внимание на тот факт, что применение механизма обязательного страхования однозначно предопределяет такую возможность: в составе затрат, учитываемых при налогообложении, отражаются обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – взносы в ФСЗН и Белгосстрах), начисленные в порядке, установленном законодательством, на учитываемые в составе затрат выплаты работникам, а также иным лицам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) (подп. 2.10 п. 2 ст. 130 НК).

А вот в отношении добровольного страхования ситуация не так однозначна. Дело в том, что согласно подп. 1.25 п. 1 ст. 131 НК при исчислении налога на прибыль не учитываются расходы по уплате страховых взносов по видам добровольного страхования, за исключением страховых взносов по перечню видов добровольного страхования и порядку, определяемым Президентом, и страховых взносов, предусмотренных законодательством (в т.ч. иностранных государств) и являющихся условием осуществления деятельности организациями, уплатившими эти взносы.

Таким образом, при отнесении данных страховых взносов на затраты, учитываемые при налогообложении, определяющим является наличие определенных видов добровольного страхования в соответствующем перечне.

Отметим, что официальная классификация обязательных и добровольных видов страхования, осуществляемых в РБ, установлена п. 4 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента от 25.08.2006 № 530. Однако фактически таких перечней два:

– утвержденный Указом Президента от 12.05.2005 № 219 «О страховых взносах, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), и порядке создания государственными страховыми организациями фондов предупредительных (превентивных) мероприятий за счет отчислений от страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов» (далее – Указ № 219);

– установленный Указом Президента от 19.05.2008 № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 280).

В соответствии с Указом № 219 (в редакции от 20.08.2015 г.):

– страховые взносы по договорам добровольного страхования жизни, договорам добровольного страхования дополнительной пенсии, заключенным организациями-страхователями с государственными страховыми организациями в пользу физических лиц, работающих в организациях-страхователях по трудовым договорам, включаются этими организациями-страхователями в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в размерах, установленных Указом № 219;

– страховые взносы по договорам добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее одного года), заключенным организациями-страхователями со страховыми организациями в пользу физических лиц, работающих в организациях-страхователях по трудовым договорам, включаются этими организациями-страхователями в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в размерах, установленных Указом № 219.

Такие размеры определены подп. 1.2 п. 1 Указа № 219. В частности, сумма страховых взносов для включения в затраты:

– не может превышать по договорам добровольного страхования жизни и договорам добровольного страхования дополнительной пенсии 12% фонда зарплаты организации-страхователя, по договорам добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее одного года) – 5% фонда зарплаты организации-страхователя;

– определяется с учетом размера ежемесячных страховых взносов за одного работника, который по договорам добровольного страхования жизни и договорам добровольного страхования дополнительной пенсии не может превышать одной месячной минимальной зарплаты, по договору добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договор заключен на срок не менее одного года) – 2 базовых величин.

Согласно п. 1 Указа № 280 (в редакции от 23.11.2015 г.) организации-страхователи включают в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, страховые взносы по отдельным видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в частности:

– страхование от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу (по договорам, заключенным организациями-страхователями в пользу физических лиц, работающих в этих организациях-страхователях по трудовым договорам (контрактам) и направленных в служебную командировку за границу или имеющих подвижной и разъездной характер работы при поездках за границу);

– страхование имущества юридического лица, участвующего в процессе производства и реализации продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг), в т.ч. наземных транспортных средств, воздушных, морских судов, судов внутреннего и смешанного (река – море) плавания;

– страхование грузов;

– морское страхование;

– страхование экспортных рисков с поддержкой государства, предусмотренное Положением о страховании экспортных рисков с поддержкой государства, утв. Указом Президента от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (в редакции от 21.06.2016 г.);

– страхование гражданской ответственности:

– перевозчика;

– экспедитора;

– перевозчика перед таможенными органами;

– владельцев воздушных судов;

– владельцев таможенных складов и (или) складов временного хранения;

– таможенных представителей.

– правообладателя за причинение имущественного вреда (ущерба) лицам в связи с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;

– судовладельцев;

– за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности;

– за причинение вреда при осуществлении строительно-монтажных работ;

– страхование строительно-монтажных рисков;

– страхование рисков гарантирующей и выдающей ассоциации, действующей согласно Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6.12.1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990 г.

Таким образом, принятие решения об отнесении сумм соответствующих страховых платежей на «налоговые» затраты требует четкого их сопоставления с видами и формулировками, приведенными в перечисленных нормах указов.

При этом полагаем, что наличие двух актов Главы государства, отличающихся по времени принятия и утвердивших различные по содержанию и способу отнесения группировки платежей, создает определенные сложности при использовании: на практике вполне возможно исходя из специфики деятельности предприятия руководствоваться, в первую очередь, одним из указов, упустив из виду какие-либо положения другого. Считаем, что в целях упорядочения и упрощения применения норм законодательства целесообразно объединить их в один правовой акт Президента по вопросам отнесения на затраты страховых платежей либо включить указанные нормы в соответствующие статьи главы 14 НК.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений