Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Банки и расчеты
26.04.2016 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Деноминация помогла

Постановлением Совмина и Нацбанка от 20.04.2016 № 319/12, вступающим в силу после его официального опубликования, в связи с деноминацией внесены важные изменения в постановление Совмина и Нацбанка от 6.07.2011 № 924/16, регулирующее применение кассового оборудования (КО) при реализации товаров, работ и услуг на территории РБ.

1. Постановлением № 319/12 перенесен срок замены кассовых суммирующих аппаратов (КСА) (за исключением КСА, совмещенных с таксометрами) и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации и запрета, связанного с данным сроком, с 1.03.2017 г. на 1.10.2017 г.

Напомним, что согласно п. 7 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, бан­ковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении элек­тронных интерактивных игр, утв. постановлением № 924/16 (далее – Положение), КСА, в т.ч. совмещенные с таксометрами, и билетопечатающие машины (за исключением таких КСА и билетопечатающих машин с установленным средством контроля налоговых органов (далее – СКНО)), зарегистрированные в налоговом органе, могут использоваться в течение 6 лет с даты их первой регистрации и в период нахождения их моделей (модификаций) в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории РБ. При этом установлен запрет на использование юрлицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) КО по истечении 6 лет с даты первой регистрации этого оборудования в налоговом органе.

2. Постановлением № 319/12 изменены сроки поэтапного перехода на обязательное использование юрлицами и ИП при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг КО с установленным СКНО, которое должно использоваться для подключения к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) – технологии организации дистанционного конт­роля за выручкой путем передачи необходимых сведений по каналам связи в центр обработки данных. С помощью СККО будут осуществляться учет и регистрация КО, учет его состояния, учет субъектов предпринимательской деятельности, использующих такое оборудование, получение, фиксирование и обработка информации о событиях, связанных с приемом денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершаемых на КО, зарегистрированном в СККО.

Постановлением № 319/12 перенесены сроки установки СКНО в кассовое оборудование для:

– юрлиц и ИП, осуществляющих продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 кв. м и более, – с 1.06.2016 г. на 1.12.2016 г.;

– юрлиц, осуществляющих оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования, – с 1.03.2017 г. на 1.10.2017 г.;

– остальных не указанных выше юрлиц, находящихся: в городах областного подчинения и Минске – с 1.09.2016 г. на 1.04.2017 г.; в городах районного подчинения – с 1.12.2016 г. на 1.07.2017 г.; на остальной территории РБ – с 1.03.2017 г. на 1.10.2017 г.;

– остальных не указанных выше ИП, находящихся: в городах областного подчинения и Минске – с 1.06.2017 г. на 1.02.2018 г.; в городах районного подчинения – с 1.09.2017 г. на 1.05.2018 г.; на остальной территории РБ – с 1.12.2017 г. на 1.08.2018 г.

Кроме того, с 1.03.2017 г. на 1.10.2017 г. перенесен срок, в течение которого юрлица и ИП при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным КО вправе принимать наличные денежные средства без установленного в это оборудование СКНО. После указанной даты они смогут принимать наличные с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным КО только с установленным СКНО. Соответственно, данные изменения не коснулись юрлиц и ИП, которые в настоящее время принимают наличные с применением автоматических элек­тронных аппаратов, торговых автоматов без встроенного КО, но со СКНО.

Прежним остался предельный срок использования КО без установленного СКНО (1.10.2015 г.) для юлиц и ИП, осуществляющих торговлю нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающими услуги на АЗС, а также для юрлиц и ИП при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси (1.02.2016 г.).

После указанных дат принимать наличные и (или) банковские платежные карточки (БПК) с применением КО без установленного СКНО запрещено, за исключением субъектов хозяйствования, за­ключивших гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО. Такие юрлица и ИП вправе принимать наличные и (или) БПК с применением КО без СКНО еще в течение 4 месяцев по истечении установленных сроков.

Согласно подп. 2.3 п. 2 постановления № 924/16 установку, обслуживание, снятие СКНО вправе осуществлять РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», а также юрлица и (или) ИП, оказывающие услуги по техобслуживанию и ремонту КО согласно законодательству, заключившие с этим РУП соответствующий договор.

При этом постановлением № 319/12 с 4 до 6 месяцев увеличен срок, в течение которого юрлица и ИП при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси, заключившие гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО, вправе осуществлять прием наличных и (или) БПК с применением КО без СКНО.

Для остальных юрлиц и ИП, заключивших указанный договор, такой срок остался прежним – 4 месяца.

Как и ранее, требование по установке СКНО не распространяется на Нацбанк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, а также на юрлиц и ИП, использующих специальные компьютерные системы.

3. С учетом практики применения постановления № 924/16 в него внесены следующие корректировки:

уточнено, что через КО проводятся только расчеты с использованием БПК, которые проведены через платежные терминалы (ПТ), установленные в объектах торговли и сферы услуг, где расчеты проводятся кассиром с использованием КО. Так, помимо торговых объектов и объектов сферы услуг, в которых покупатель (потребитель) может произвести расчет за приобретаемый товар (работу, услугу) в безналичной форме БПК с применением ПТ в присутствии кассира и в которых в обязательном порядке должно использоваться для проведения расчетов КО, покупатель (потребитель) может осуществить расчет за приобретаемый товар (работу, услугу) путем интернет-эквайринга или через АИС «Расчет». В данном случае приобретение товара (услуги) осуществляется без участия кассира и, соответственно, без ис­пользования КО.

В целях однозначности понимания этой нормы соответствующие изменения внесены в п. 17 Положения;

предусмотрена возможность для юридических лиц и ИП принимать наличные без применения КО и (или) ПТ при продаже билетов (абонементов) на посещение культурно-зрелищных мероприятий через физических лиц, осуществляющих такую продажу в соответствии с законодательством от имени организаций культуры ((распространителей) на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров. Одновременно в п. 33 Положения введена норма, согласно которой в указанном случае прием наличных при продаже билетов (абонементов) осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену).

Отдел налогообложения «ЭГ»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений