Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Мнения
27.05.2016 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дело в наследство

Предприниматели, стоявшие у истоков белорусского бизнеса в начале 90-х, достигли того возраста, когда пора задуматься о передаче своего дела. К сожалению, некоторые бизнесмены уходят из жизни, не успев решить эту задачу. Поэтому вопрос сопровождения наследования компаний и активов начинает подниматься все чаще.

Какие меры предпринять для сохранения непрерывности деятельности компаний в случае смерти его основного учредителя? А что делать, если основной учредитель или акционер является еще и руководителем компании? Осложняет процесс сохранения бизнеса полугодовой период, в течение которого наследники могут вступить в право наследования и приступить к управлению компанией. За 6 месяцев компания может потерять существенную долю рынка, своих клиентов, сотрудников и даже активы и из процветающей компании пре­вратиться в банкрота с большими долгами.

В первую очередь о защите своего дела должен побеспокоиться сам учредитель, как бы молод и здоров он ни был. Если несчастье все же посетило дом, то, придя в себя после эмоционального шока, о необходимых мерах должны подумать соучредители компании, менеджмент, а также близкие родственники (наследники) умершего.

Понятие «бизнес» может вклю­чать множество активов – недвижимость, доли и акции в компаниях, предприятия как имущественный комплекс (част­ные предприятия), денежные средства на счетах в банках, объекты интеллектуальной соб­ственности (патенты, товарные знаки, авторские права на компьютерные программы и т.д.). Все эти элементы имеют свои особенности: оценки, управления, а также передачи по наследству.

Рассмотрим некоторые основные аспекты наследования непосредственно компаний – долей, акций в хозяйственных обществах и унитарных пред­приятиях.

Справочно: С недавних пор в Беларуси унитарным должно называться предприятие, соб­ственником которого является юридическое лицо, а частным предприятием – то, собственник которого – физическое лицо. Но в бизнес-среде принято использование термина «УП» для любого предприятия вне зависимости от собственника.

Правовой минимум

В случае смерти собственника бизнес к его наследникам переходит либо по завещанию, либо по закону (при отсутствии завещания).

Завещание может быть составлено как на все имущество лица, так и на его часть (например, только на доли или акции). Все, что не включено в завещание, переходит по на­следству в соответствии с законом. Завещания по общему правилу составляют и удостоверяют нотариусы. В исключительных случаях завещания могут быть удостоверены консулом, гла­вным врачом медучреждений, капитаном корабля, начальником тюрьмы и т.д.

В случае если необходимо сохранить тайну завещания и не сообщать свои намерения даже нотариусу, можно удостоверить закрытое завещание. Закрытое завещание пишется собственноручно и запечатывается в конверт, который в присутствии двух свидетелей передается нотариусу. Конверт вскрывается нотариусом только после смерти завещателя, в т.ч. в присутствии возможных наследников.

Упрощенно процедура наследования выглядит следующим образом:

– после смерти лица нотариус по месту регистрации умершего заводит наследственное дело и разыскивает все активы умер­шего;

– в течение 6 месяцев после смерти завещателя нотариус устанавливает наследников;

– после установления круга наследников они должны либо принять наследство, либо отказаться от него;

– наследство принимается путем оформления свидетельства о праве на наследство у нотариуса по месту жительства умершего;

– свидетельство о наследстве является основанием для перерегистрации прав на активы умершего.

О деле и о душе подумайте заранее

В Беларуси средние и крупные предприниматели часто являются собственниками (участниками) не одной, а нескольких компаний, в т.ч. за рубежом. Это обусловлено множеством причин – оптимизацией налогообложения, диверсификацией капитала и деятельности и т.д. В случае смерти такого бизнесмена парализованной может оказаться не одна компания, а несколько.

Каждый собственник самостоятельно решает, нужно ли раскрывать всю информацию о своем владении компаниями близким родственникам или доверенным лицам. Если такая информация хранится в секрете, то наследники и нотариусы будут вынуждены проявлять детективную смекалку и направлять запросы в государственные органы и депозитарии (а их в Беларуси на данный момент около 30) для розыска активов наследодателя в виде акций и долей. С получением информации из иностранных юрисдикций могут возникнуть существенные проблемы (особенно если для участия в иностранных компаниях не было получено разрешение Нацбанка). Поэтому рекомендуем собственникам пред­варительно составить подробный список всех компаний (особенно зарубежных), в которых они имеют акции и доли как физические лица. Не обязательно раскрывать этот список близким родственникам или партнерам – можно передать его кому-нибудь незаинтересованному – доверенному лицу, юристу, финансовому консультанту и т.д.

Бремя единственного владельца

Для унитарных предприятий и хозяйственных обществ (ООО, ОДО, ЗАО) с единственным участником (акционером) смерть собственника грозит остановкой всей деятельности. Во многих уставах действия директора по распоряжению крупными сум­мами денег или недвижимостью требуют предварительного пись­менного согласия собственника. До момента перерегистрации наследниками устава компании (6 месяцев) принимать решения, которые входят в исключительную компетенцию собственника, никто не сможет. Положение усугубляется, если собственник бизнеса является еще и руководителем.

С точки зрения наследования унитарное предприятие – самая неудобная форма организации бизнеса. До момента вступления в наследство распоряжаться имуществом предприятия прак­тически невозможно. Не решает проблему даже наличие офо­рмленного нотариусом договора доверительного управления на одного из наследников или третье лицо. Ведь поверенный не сможет давать согласие на распоряжение имуществом (аре­нда, продажа и т.д.). Чаще всего такой договор оформляется от безысходности, когда нужно назначить (продлить срок трудового контракта) директора УП, чтобы не останавливать операционную деятельность.

Изменения в Закон от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», вступившие в силу в 2016 г., предоставили возможность единолично владеть 100% долей (ООО, ОДО) и акций (ЗАО). В связи с этим мы рекомендуем владельцам сред­него и крупного бизнеса реорганизовать в эти организационно-правовые формы свои унитарные предприятия. В случае непредвиденной смерти един­ственного владельца бизнеса договор доверительного управления, оформленный нотариусом, позволит в полной мере управлять деятельностью ком­паний, в т.ч. принимать решения по распоряжению имуществом, совершению крупных сделок, назначению директора.

Кроме того, ООО, ОДО и ЗАО позволяют организовывать сложные корпоративные структуры управления компании. Например, образовывать совет директоров или наблюдательный совет, которому может быть передано решение всех операционных решений (назначение руководителя, одобрение совершения сделок директором и т.д.). При этом собственник бизнеса может являться одновременно и участником (акционером) и членом совета директоров с преобладающим количеством голосов. В случае его смерти уставом может быть предусмотрено право остальных членов совета директоров принимать решения.

Если собственник бизнеса является одновременно директором компании, рекомендуется выдать генеральную доверенность своему заместителю или доверенному лицу. Это позволит, как минимум, предотвратить остановку деятельности компании в период до назначения нового директора, переоформить право подписи в банке, осуществлять платежи, выплачивать зарплаты, подписывать договоры и иные документы. Со смертью директора действие доверенности не прекращается, т.к. она выдана не физическим лицом, а компанией.

Что скажут партнеры

Если бизнес развивается в партнерстве с третьими лицами, то следует обратить внимание на уставы компаний – сможет ли семья наследовать бизнес, продолжить дело или, как минимум, получить справедливую компенсацию за этот бизнес.

По общему правилу доли в уставном фонде ООО, ОДО и ЗАО переходят к наследникам гра­ждан без согласия остальных участников (акционеров). Од­нако уставом таких обществ может требоваться согласие остальных участников (акционеров) на вступление наследников в ком­панию. При принятии решения об отказе дать согласие на переход доли (акции) в обществе в ЗАО акции должны быть приобретены другими акционерами или самим ЗАО. В ООО само общество должно выплатить действительную стоимость доли в уставном фонде либо с согласия наследников выдать им натуральное имущество, соответствующее такой стоимости. Действительная стоимость доли определяется по бухгалтерскому балансу на момент смерти участника (акционера).

Если собственник бизнеса владеет значительной частью доли в компании (например, более 50%), то рекомендуется провести анализ положений устава на возможность наследования биз­неса семьей. Если согласие остальных участников (акционеров) на переход доли (акции) к наследникам предусмотрено ус­тавом, то есть риск, что партнеры по бизнесу могут недобросовестно отнестись к семье основного собственника. Например, в ЗАО – не давать согласия на переход доли и купить акции по низкой цене, а в ООО – если на момент смерти основного участника действительная стоимость доли будет низкой (при этом стоимость бизнеса может быть в десятки раз выше), другим участникам может быть выгодно выплатить деньги наследникам, а долю умершего распределить между собой.

Законодательство не охватывает все многообразие отношений, которые могут возникнуть в связи с наследованием бизнеса. Поэтому для собственника безопаснее еще при жизни позаботиться о том, чтобы его дело попало в надежные руки и продолжало приносить семье прибыль, а не превратилось в череду судебных разбирательств после его смерти.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by