Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проблемы и решения
11.03.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что там толковать, когда принимается нормативный акт

В Беларуси будут постоянно приниматься меры по обеспечению эффективной реализации принимаемых нормативных актов.

Совмин 1 марта 2016 г. принял постановление № 168 «О комплексе мер, направленных на устранение фактов различного толкования и применения актов законодательства». Из столь амбициозного названия документа может сложиться впечатление, что он, как минимум, должен опровергнуть издавна бытующее в народе убеждение «закон, что дышло…». Но позволяет ли сделать такой вывод содержание этого нормативного акта, вопрос спорный.

Во-первых, в нем определено, что еще до принятия решения о подготовке проекта нормативного правового акта республиканские госорганы и иные госорганизации, подчиненные Правительству, в обязательном порядке должны всесторонне изучить предложения о совершенствовании нормативного регулирования на предмет их обоснованности, наличия правовых пробелов, недействующих норм либо нечеткости изложения предписаний нормативного правового акта, отсутствия единообразного правоприменения. Кроме того, будут проводиться правовые мониторинги, анализ посланий Президента и Конституционного Суда, государственных программ, обобщений судебной практики, подготовленных Верховным Судом, прокурорской практики. Увен­чает процесс принятия решения о подготовке проектов организация научно-практических семинаров, конференций, круглых столов по вопросам, требующим нормативного урегулирования. Таким образом, постановление № 168, по сути, закрепляет ранее сложившуюся практику, которая, впрочем, далеко не всегда касалась многих документов, играющих важную роль в общественной и экономической жизни страны.

В процессе нормотворческой деятельности, т.е. уже после принятия решения о подготовке нормативного акта, госорганы и госорганизации должны постоянно проводить работу, направленную на повышение качества подготовки проектов нормативных правовых актов, которая будет включать в себя в т.ч.:

– обеспечение простоты и понятности правовых норм, легкости восприятия используемых определений, последовательности и ясности структуры проекта акта, исключение неопределенности и несогласованности нормативных правовых предписаний;

– минимизацию включения в проекты нормативных правовых актов бланкетных и отсылочных норм, не содержащих конкретных правовых требований, а также наполнение проектов нормами прямого действия;

– обеспечение системности и стабильности правового регулирования общественных отношений, исключение практики неоправданного внесения многочисленных изменений в нормативные правовые акты;

– обеспечение объективности оценки последствий принятия (издания) нормативных правовых актов и пр.

Вероятно, авторы постановления № 168 могут рассчитывать на признательность бизнеса за введение такой меры, как расширение практики проведения общественных обсуждений проектов актов законодательства (в т.ч. на Правовом форуме Беларуси), которые могут оказать значительное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности либо принципиально изменяют существующие под­хо­ды к правовому регулированию в определенной сфере общественных отношений. Напомним, требование о введении в практику работы министерств и ведомств, облисполкомов и Мин­горисполкома обязательного об­щественного обсуждения про­ектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. с участием общественно-кон­сультативных и (или) экспертных советов, а также о размещении указанных проектов на официальных сайтах госорганов в Интернете и (или) СМИ, содержится и в Директиве № 4. Правда, в ней не была закреплена обязанность госорганов прислушиваться к общественному мнению, прозвучавшему на таких обсуждениях. Нет ее и в постановлении № 168.

Зато половина документа посвящена действиям после принятия (издания) нормативного правового акта в процессе правоприменительной практики. Среди них: принятие необходимых мер по доведению информации о новых законодательных требованиях до сведения широкого круга лиц, рас­ширение в этих целях практики создания и размещения ком­ментариев к актам законодательства на Национальном правовом интернет-портале и в государственных информационно-правовых ресурсах, формирование и ведение которых осуществляется НЦПИ. Каким-то образом будет исключаться практика установления в разъяснениях нормативных правовых актов положений нормативного характера либо изменения содержания нормативных правовых актов, а также произвольного толкования нормативных правовых актов, не основанного на конкретных нормативных правовых предписаниях актов. Со дня вступления постановления в силу (7 марта) будут постоянно приниматься и надлежащие меры по обеспечению эффективной реализации принимаемых нормативных правовых актов, в т.ч. создание материально-технических, организационных и иных условий для их реализации.

Ответственным исполнителям предписано ежегодно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным годом, пред­ставлять информацию о ходе реализации комплекса мер в Минюст, который, в свою очередь, ежегодно до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным годом, будет информировать о том же Совмин.

Наверное, в правительстве искренне убеждены, что имен­но такими мерами и достигается стабильность законодательства и его единообразное применение. Между тем бизнес-­сообщество по достоинству оце­нило бы и другие качества отечественной нормативной ба­зы: ясность и конкретность, от­сутствие отсылочных норм и взвешенность принимаемых ре­шений.

Кроме того, давно пора уточнить вопросы распределения ответственности за содержание нормативных актов и следование официальным разъ­яснениям. Например, п. 3 ст. 21 НК гарантирует налогоплательщикам административную и судебную защиту их прав и законных интересов при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных ими от налоговых органов. А далее наглядно показано, как эта норма интерпретируется. Так, согласно п. 31 ст. 52 НК пени не начисляются на суммы налогов, сборов (по­шлин) в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных плательщиком от налоговых органов. Но эта норма прекращает применяться через 10 календарных дней после направления плательщику (иному обязанному лицу) письменного разъяснения вышестоящим налоговым органом, отличного от разъяснения по тому же вопросу, данного первоначально нижестоящей инспекцией.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений