Что осталось от сборочного цеха
Свой профессиональный праздник 25 сентября белорусские машиностроители встретили грузом финансовых проблем. Настроение им попытался поднять на пресс-конференции в Минске первый заместитель министра промышленности Геннадий Свидерский, рассказав о росте объемов производства и экспорта в текущем году.
Белорусский машиностроительный комплекс включает более 270 крупных и средних организаций, где трудится более 178 тыс. человек. На долю ключевых подотраслей машиностроения (производство машин и оборудования; транспортных средств и оборудования, вычислительной, электронной и оптической аппаратуры, электрооборудования) приходится 12,6% общего объема промышленного производства.
Всего за 8 месяцев т.г. в республике произведено машиностроительной продукции на 6,5 млрд. BYN. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск карьерных самосвалов вырос на 19%, лифтов – на 18%, велосипедов – на 11%, уборочных машин – на 10%, грузовых автомобилей – на 4%, тракторов – на 3%, автобусов в 1,4 раза. По мнению замминистра, такой рост стал возможным, в первую очередь, благодаря улучшению спроса на внешних рынках. Например, экспорт холодильников и морозильников увеличился в 1,2 раза, грузовых автомобилей – в 1,3, седельных тягачей – в 1,5, сельхозтехники – в 1,8 раза. Впрочем, рост производства выглядит оживающим лишь на фоне обвальных результатов предыдущих лет (см. таблицу).
Виды продукции |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Тракторы для сельского и лесного хозяйства, тыс. шт. |
50,9 |
66803 |
71030 |
62591 |
52164 |
34310 |
Зерноуборочные комбайны, шт. |
2035 |
1900 |
864 |
992 |
767 |
374 |
Станки для обработки металлов, тыс. шт. |
3,9 |
5,3 |
4,5 |
4,5 |
2,8 |
1,1 |
Самосвалы карьерные, шт. |
1016 |
1444 |
1671 |
1248 |
725 |
421 |
Холодильники и морозильники бытовые, тыс. шт. |
1106 |
1197 |
1 263 |
1 200 |
979 |
899 |
Телевизоры, тыс. шт. |
446 |
404 |
594 |
245 |
92 |
22 |
Двигатели внутреннего сгорания, тыс. шт. |
78,5 |
106,7 |
108,9 |
89,0 |
44,3 |
68,9 |
Автобусы, шт. |
2089 |
2162 |
2277 |
2341 |
1672 |
881 |
Грузовые автомобили, тыс. шт. |
12,5 |
21,8 |
24,6 |
18,02 |
11,99 |
5,95 |
К тому же увеличение физических объемов экспорта сопровождалось падением цен и, соответственно, ухудшением стоимостных показателей. Скажем, экспортные цены на грузовые автомобили упали на 20% по сравнению с прошлым годом, на автокраны – на 15%, бытовые холодильники – на 16%, кузова для автомобилей – на 21%, велосипеды – на 58%, двигатели – на 67%. Правда, одновременно подешевели импортные сырье и комплектующие, но полученная экономия тут же «съедается» падением цен на конечную продукцию, высокими ставками кредитов, несвоевременными платежами покупателей. В результате доля убыточных предприятий в производстве машин и оборудования выросла за 5 лет с 15 до 33,8%, а транспортных средств и оборудования – с 18,9% до 38,7%.
Значительную дебиторскую задолженность подведомственных предприятий в Минпроме объясняют снижением платежеспособности потребителей. Кредиты отчасти смягчают проблему, но не решают ее. Традиционно велика задолженность сельхозпредприятий. Например, они до сих пор не рассчитались с МТЗ и «Гомсельмашем» за поставленные еще в прошлом году трактора и комбайны, сообщил Г. Свидерский. По его словам, просроченная задолженность АПК составляет около 100 млрд. Br (до деноминации).
Отечественная машиностроительная продукция, по данным Минпрома, в текущем году поставляется в 98 стран. Правда, попытки диверсифицировать экспорт за счет слаборазвитых африканских стран вроде Анголы, Ганы, Камеруна, Эфиопии, Судана особой выгоды не принесли, а потому сотрудничество с ними сворачивается. С иными «стратегическими партнерами» вроде Венесуэлы лучше было бы вообще не связываться: из-за кризиса эта страна превратилась в одного из самых безнадежных должников.
Несколько успешнее идет освоение рынков Азербайджана, Грузии, Болгарии, Чехии, других постсоветских и постсоциалистических стран. Например, белорусские подшипники неплохо идут в Сербии, Латвии, Польше и Украине, дорожная и строительная техника – в Туркменистане, сельскохозяйственная – в Армении, Молдове и Украине.
Но решающее значение для белорусского машиностроения по-прежнему имеет российский рынок. Спрос здесь есть, а вот цены падают. Так, в РФ в текущем году было поставлено свыше 20 тыс. отопительных котлов, что 2 раза больше, чем в январе–августе 2015 г., но выручка не выросла, поскольку цены упали в среднем на 48%. Аналогично, белорусские токарные металлорежущие станки с ЧПУ подешевели на 54%, электродвигатели и генераторы – на 40%, грузовики – на 30%, шарикоподшипники – на 5%. Правда, на некоторые виды продукции цены растут, но объемы поставок такой продукции невелики и на стоимостный объем экспорта в масштабе страны существенно не влияют.
Дополнительные проблемы для белорусских товаров создают протекционистские действия российских властей. В частности, Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники, утв. постановлением правительства РФ от 27.12.2012 № 1432, привели к созданию неконкурентных условий работы для иностранных поставщиков в России, в т.ч. для белорусов, отметил Г. Свидерский. Из-за этого объем продаж зерноуборочных комбайнов «Гомсельмаша» по итогам 8 месяцев т.г. сократился более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Так же обстоят дела на рынке грузовых автомобилей, где доля МАЗа неуклонно снижается.
Тем не менее в Минске продолжают строить планы возрождения отечественного машиностроения, уповая одновременно на активизацию спроса в России, диверсификацию экспорта и привлечение инвестиций, в т.ч. из-за рубежа.