Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проекты
22.09.2016 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бюджет незаметного роста

Проект республиканского бюджета на 2017 год, размещенный на сайте Минфина, сформирован на основе параметров прогноза социально-экономического развития и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год, ожидаемого исполнения республиканского и местных бюджетов в 2016 году, изменений, вносимых в налоговое законодательство.

На этот раз власти при разработке проекта бюджета решили применить взвешенный подход, приняв за основу не оптимистичный, как было в прошлые годы, а базовый сценарий условий экономического развития, который многие называют «консервативным» (см. «ЭГ» № 71 за 16.09.2016 г.): темп роста ВВП – всего лишь 100,2%, цена на нефть – 35 USD, курс российского рубля – 75 RUB за доллар США, ставка рефинансирования Нацбанка – 15–17%.

Доходы = налоги + ВЭД

Доходная часть бюджета сформирована исходя из действующих в т.г. состава и количества налогов, что позволит не увеличивать налоговую нагрузку на экономику. В 2017 г. она прогнозируется на уровне 23,6% к ВВП, тогда как сейчас оценивается в размере 24,4% к ВВП. Снижение ее уровня по сравнению с 2016 г. обусловлено уменьшением доли налоговых доходов от ВЭД (снижение на 0,6 п.п.), в основном – доходов от вывозных таможенных пошлин.

Меры в области налоговой политики, предусмотренные при формировании проекта бюджета по доходам, включают:

1) индексацию ставок налогов, установленных в белорусских рублях, с целью их адаптации к инфляционным процессам (земельный и экологический налоги, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходный налог в фиксированных суммах, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, акцизов, за исключением автомобильного топлива, алкогольной продукции и пива), а также увеличение размера базовой величины на 9,5%, до 23 BYN;

2) определение налоговой базы для исчисления земельного налога по видам функционального использования земель в белорусских рублях;

3) установление ставок акцизов на подакцизные товары с учетом сохранения эффективности их производства. Что под этим понимается – не разъясняется;

4) сохранение специальных отчислений газо - и энергоснабжающих организаций;

5) отмену налоговых льгот по налогу на прибыль от услуг, оказываемых гостиницами, и от услуг по размещению туристов, а также по НДС при реализации физическим лицам услуг по технической инвентаризации и оценке недвижимого имущества;

6) отмену пониженной ставки налога на прибыль для членов НПА «Инфопарк».

Как и в текущем году, в состав доходов включены поступления вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, зачисляемые в бюджет Беларуси (в пределах 1,5 млрд. USD), в сумме 491,7 млн. USD.

Всего поступления доходов определены в сумме 18 235,2 млн. BYN (+6,1% к ожидаемому исполнению 2016 г.). При этом главным источником наполнения бюджета остаются налоги: планируется собрать их на сумму 13 980,8 млн. BYN (76,7% всех поступлений), в то время как в текущем году они должны составлять всего 73,3%. Отметим, что этот рост не связан с увеличением налоговой нагрузки – просто другие ручейки, наполняющие казну, постепенно иссыхают.

Традиционно государство больше всего рассчитывает на НДС, поступления которого должны составить 46,5% всех налоговых доходов. В 2016 г. они должны составлять 41,2% всех налоговых доходов, годом ранее – лишь 40,8%, т.е. доля НДС неуклонно растет, что не удивительно в условиях кризиса. Налоговые доходы от ВЭД должны составить 22,6% всех поступлений (29,4% в 2016 г.), акцизов – 16,2% (14,6%), налога на прибыль – 6,6% (6,5%).

А вот неналоговые доходы должны уменьшится по сравнению с 2016 г. на 9,2%, до 2 699,9 млн. BYN, а их доля – с 16,5% до 14,8 всех доходов. Это падение объясняется уменьшением поступлений от использования госимущества на 24,8%, в т.ч. процентов за пользование денежными средствами бюджетов – на 23,2%, от дивидендов по акциям– на 25,4%. В то же время на 27,5% должны вырасти доходы от сдачи госимущества в аренду, на 28,2% – от его реализации, на 33,7% – от штрафов. Размер поступлений по статье «Прочие неналоговые доходы» практически не изменится.

Как мы будет делить наши деньги

В 2017 г. расходы республиканского бюджета запланированы в сумме 16 739,1 млн. BYN (или 98,9% к ожидаемому исполнению 2016 г.).

Фонд оплаты труда в бюджетном секторе и пенсий военнослужащим запланированы с ростом в пределах 9%, который в основном обеспечивает накопленный в 2016 году рост зарплат.

В Минфине уверены, что бюджет сохраняет социальную направленность. Так, в 2017 г. предусматривается обеспечить в полном объеме расходы на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, пенсий госслужащим и военнослужащим, социальных пенсий и др. Для возмещения данных расходов из республиканского бюджета в бюджет ФСЗН запланирована субвенция в общей сумме 669,9 млн. BYN.

Расходы на финансирование образования и здравоохранения будут расти более высокими темпами по сравнению с другими отраслями (112,1 и 118,5% соответственно). Расходы на социальную политику предусматривают также средства на дополнительную поддержку многодетных семей для формирования «семейного капитала» в сумме 457,8 млн. BYN (114,5% к уровню т.г.).

Для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в бюджете предусмотрено 263,0 млн. BYN (ростом в 1,18 раза), что составляет 0,24% к ВВП.

А вот сельчанам в будущем году придется туго. Общий объем расходов на АПК составит всего 719,8 млн. BYN, или 83,9% процента к ожидаемому исполнению 2016 г. При этом наибольшая доля в этих расходах (64,6%) придется на компенсацию процентов по кредитам, выданным организациям АПК – 465,1 млн. BYN, что составляет лишь 79,9% к текущему году (в связи с прогнозируемым снижением ставки рефинансирования). В то же время на 5,5%, до 140,6 млн. BYN вырастет объем средств, выделяемых на развитие сельхозпроизводства, рыбоводства и переработки сельхозпродукции.

Расходы на оказание господдержки в виде возмещения (компенсации) процентов по кредитам банков в 2017 году «оптимизированы» (т.е. снижены) с учетом прогнозируемого снижения ставки рефинансирования на 7%, до 1 058,3 млн. BYN.

По некоторым статьям бюджета запланирован рост. Так, на финансирование Государственной инвестиционной программы  он должен составить 7,5% к уровню т.г., или 283,3 млн. BYN;

Объем республиканского дорожного фонда в 2017 г. вырастет на 11% к ожидаемому исполнению т.г. и составит 606 млн. BYN, в т.ч. за счет доходов республиканского дорожного фонда – 529 млн. BYN (+32,1%). Как и ранее, основным источником этого фонда в 2017 г. будут средства госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (322,8 млн. BYN, или 61% в общих доходах фонда), имеющие целевую направленность – строительство и ремонты автодорог, а также магистральных улиц радиального направления и МКАД.

Господдержку жилищного строительства в виде льготного кредитования планируется осуществлять в пределах возвратов ранее выданных населению на эти цели кредитов в объеме около 130 млн. BYN. Кроме того, для льготного кредитования многодетных семей, состоящих на учете более 3 лет, будут задействованы собственные ресурсы Беларусбанка в сумме 54,6 млн. BYN с компенсацией процентов из республиканского бюджета.

Расходы по обслуживанию госдолга в 2017 г. увеличатся и составят для внешнего госдолга 1 722,4 млн. BYN (784,5 млн. USD), а для внутреннего – 773,9 млн. BYN.

Профицит республиканского бюджета сформирован в сумме 1 496,1 млн. BYN и будет направлен на погашение госдолга (не менее 25% от суммы погашения) и исполнение части гарантий правительства.

Всего в 2017 г. на погашение госдолга запланировано 5 232,2 млн. BYN, в т.ч. внешнего – 278,6 млн. BYN и внутреннего – 2 953,6 млн. BYN. При этом погашение госдолга в иностранной валюте составит 2 311,0 млн. USD. Для погашения госдолга предполагается привлечь 3 транша кредита ЕФСР на сумму 700,0 млн. USD, а также произвести выпуск еврооблигаций (на 800,0 млн. USD) и внутренних гособлигаций (на 360,0 млн. USD).

В ближайшее время проект бюджета будет рассмотрен в Парламенте.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений