Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
ИТ-технологии
05.01.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Black & Gray перекрашивает рынок©

В Беларуси стартовал проект Black & Gray, реализуемый Ассоциацией компаний информационных технологий (АКИТ) при поддержке Минторга в рамках государственно-частного партнерства. О его сути «ЭГ» рассказал генеральный директор АКИТ Дмитрий АНАНЬЕВ.

– Дмитрий Вячеславович, для чего Беларуси такой проект?

– Проект реализуется в целях сокращения незаконного оборота компьютерной техники, мобильных телефонов и иной бытовой электроники, что отражает интересы как членов нашей Ассоциации, так и потребителей указанных товаров.

– Название проекта переводится как «черное и серое». Что это означает?

– Это характеристика сегментов незаконного оборота товаров. Часть из них «черному» ввозятся в Беларусь и реализуются без документов. Например, индивидуальными предпринимателями, которые долгое время имели право торговать без документов. Не исключаю, что этим пользовались организованные группы.

Части торговцев, в т.ч. компаниям, удается сделать такой товар «серым», приобретая сопроводительные, но не оригинальные документы. Понятно, что «серая» техника с поддельными паспортами и сертификатами также несет угрозу экономическим интересам государства, легальному бизнесу и потребителям.

– Согласно размещенной на сайте АКИТ информации проект ориентирован, в первую очередь, на интернет-торговлю…

– Обычные магазины, как правило, стремятся иметь дело с «белым» товаром, тогда как online-торговля позволяет работать не только с легальным, но и «черным» и «серым». Это позволяет отдельным интернет-магазинам, сэкономив на налогах и таможенных платежах, получать дополнительную прибыль, устанавливая более низкие цены, а часто откровенно демпинговать. В сегменте электроники и бытовой техники продажные цены формируются, как правило, по рекомендациям поставщиков-вендоров. Однако мы выявили около 130 интернет-магазинов, которые игнорируют эти рекомендации. Разумеется, несправедливая конкуренция бьет по экономическим интересам компаний «белого» сектора.

– Какова доля «черного» и «серого» рынка компьютеров и электроники?

– По нашим оценкам, приблизительно 50%, что составляет несколько сотен миллионов долларов. Если их направить в легальное русло, то законопослушный бизнес существенно выиграет. Помочь ему и призван наш проект.

– И каким образом Black & Gray сможет изменить ситуацию?

– Наш проект разбит на 5 этапов, первый из которых – мониторинг – уже находится в процессе реализации. В ходе мониторинга АКИТ установила, что в республике электроникой и бытовой техникой торгует около 340 интернет-магазинов. Все они занесены в специальный каталог. В адрес 188 из них от имени Ассоциации направлены уведомления о необходимости соблюдения законодательства Беларуси, регулирующего правоотношения в сфере интернет-торговли, а также предостережения о юридической ответственности за его нарушение. Оказалось, что собственники 43 интернет-магазинов не получили наши письма. Это означает, что на их сайтах размещена неверная информация об адресах, что вводит в заблуждение посетителей магазинов, покупателей и контролирующие органы. Если они просто прячутся, то можно с большой долей вероятности судить о теневом характере их бизнеса.

В процессе мониторинга также было установлено, что 70 интернет-магазинов нарушают нормы законодательства, регламентирующие размещение информации на сайте. Правда, затем некоторые из них устранили нарушения. Тем не менее очевидно, что  часть представителей этого бизнеса склонна игнорировать требования нормативных актов. Поэтому в отношении 26 интернет-магазинов Минторгом вынесены предписания о приостановлении работы и привлечении их руководителей к административной ответственности. Также было выявлено 17 интернет-магазинов (только 5 из них – действующие), которые не зарегистрированы в Торговом реестре.

Кроме того, наши специалисты начат анализировать частные объявления в социальных сетях и на крупных информационных порталах, в частности на onliner.by. Выяснилось, что ряд граждан, не регистрируя свой интернет-магазин, торгует через ресурсы, предназначенные для продажи подержанных товаров. Между тем, обращаясь к таким торговцам, покупатели лишают себя всех предоставленных законодательством прав, в т.ч. на гарантийное обслуживание, предоставление чека.

– Минторг поддерживает вашу деятельность?

– Да. Мы являемся партнерами с этим министерством, поскольку легализация бизнеса должна улучшить качество торговли, защитить потребителей, способствовать поступлению налогов. Кстати, такое сотрудничество целиком соответствует принципам частно-государственного партнерства.

– На какой срок рассчитан проект АКИТ?

– Первоначально предполагалось, что Black & Gray продлится до конца 2016 г. Например, на этапе «тайный покупатель» участники проекта собственноручно, путем покупок в интернет-магазинах, проэкзаменуют их на предмет соблюдения норм законодательства. На этапе «стандарт качества» мы планируем разработать требования к интернет-магазинам и провести их аттестацию. Это будет добровольная процедура, а ее правила пройдут публичное обсуждение. Интернет-магазины, аттестованные на «стандарт качества», необходимы, в первую очередь, потребителю. Ему следует помочь определиться с выбором: перед ним ответственный и законопослушный интернет-магазин  или нет. В то же время у потребителя появится возможность избежать покупок у лиц, т.н. «временщиков», которые создают виртуальные объекты торговли на месяц-другой и исчезают.

Кроме того, продолжится мониторинг интернет-магазинов, что позволит судить о достижении целей Black & Gray. Мы рассчитываем, что через год «черный» сектор рынка бытовой и компьютерной техники сократится на 70%, что даст немалый положительный эффект. В качестве промежуточных критериев успешности проекта определен ряд квартальных маркеров. Это, в частности, улучшение работы сайтов, где ранее были установлены факты нарушения законодательства, изменение социальных установок покупателей: развитие у них стремления покупать пусть и более дорогие, но «белые» товары.

Беседовал Михал СТЕЛЬМАК

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений