Бизнес предлагает пересмотреть отчисления на охрану исторического наследия
В 2024 г. Беларусь фактически перешла на прогрессивную систему налогообложения. Организации, зарабатывающие больше, должны уплачивать налоги по повышенным ставкам. Дополнительная фискальная нагрузка распространяется и на те субъекты хозяйствования, офисы которых расположены в зданиях, относящихся к историко-культурным ценностям.
Не налоговое, но все же бремя
В Беларуси уже более 15 лет действует Указ от 18.10.2007 № 527 «О некоторых вопросах охраны историко-культурного наследия» (далее – Указ № 527), который предусматривает отчисления за предпринимательскую деятельность, оказывающую влияние на историко-культурную ценность.
Документ, в частности, распространяет свое действие на коммерческие организации, имеющие на балансе соответствующие здания, а также на арендаторов, которые находятся в таких объектах недвижимости. Названные компании и предприниматели должны делать отчисления в Фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства.
Размер отчислений весьма серьезен. Субъекты хозяйствования, на которые распространяются нормы данного НПА, должны ежегодно уплачивать 5% от прибыли в упомянутый фонд. Причем согласно разъяснениям Министерства культуры отчисления нужно делать с чистой прибыли (с дохода, который остается в распоряжении субъектов хозяйствования после выплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей).
В 2017 г., т.е. спустя почти 10 лет после принятия Указа № 527, выяснилось, что он не приносит ожидаемого эффекта. Темой занималась Генеральная прокуратура, которая пришла к выводу, что «ввиду ненадлежащего контроля со стороны руководства Министерства культуры и местных исполнительных комитетов» отчисления делали далеко не все субъекты хозяйствования, которые оказывают влияние на историко-культурные ценности.
В результате проверочной работы было выявлено более двух тысяч (!) субъектов хозяйствования, «деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на объекты истории и культуры».
Таким образом, в стране достаточно много представителей бизнеса, на которых распространяются нормы Указа № 527 и которые должны 5% от прибыли перечислять только потому, что «оказывают влияние» на историко-культурные ценности.
На фоне роста налоговой нагрузки на бизнес этот платеж, установленный достаточно давно, вызывает у делового сообщества все больше вопросов. И один из главных заключается в следующем.
Средства названного фонда по поддержке культуры и искусства используются на капитальный ремонт и прочие мероприятия по восстановлению историко-культурных ценностей, к которым во многих случаях не имеют отношения субъекты хозяйствования, перечисляющие в упомянутый фонд 5% своей прибыли.
Но насколько справедливо финансировать восстановление всех объектов исторического и культурного наследия за счет только ограниченного числа субъектов хозяйствования, устанавливая для них повышенную фискальную нагрузку?
Справедливость «хромает»
Базовая ставка налога на прибыль в Беларуси составляет 20% и в целом сопоставима с другими странами ЕАЭС. Однако фактически для среднего и крупного белорусского бизнеса такая ставка может оказаться существенно выше. Так, с 2024 г. субъекты хозяйствования, прибыль которых превысит 25 млн руб., должны будут уплатить налог по ставке 25%.
Упомянутые отчисления в фонд по поддержке культуры и искусства хоть и не являются налогом, но существенно увеличивают фискальную нагрузку на бизнес, который имеет отношение к историко-культурным ценностям.
Учитывая данные о количестве плательщиков, приведенные ранее Генеральной прокуратурой, можно предположить, что эти отчисления затрагивают многих субъектов хозяйствования.
Республиканский союз промышленников и предпринимателей изучил данную тему и предлагает законодателям выстроить другую, более справедливую систему финансирования охраны историко-культурного населения страны.
На данный момент, учитывая фактическое положение дел, справедливость в этом вопросе, по мнению бизнес-союза, «хромает».
Так, размер отчислений субъектов хозяйствования в связи с их влиянием на объекты, имеющие историко-культурную ценность, привязан к прибыли и не уменьшается на сумму понесенных затрат на поддержание таких объектов в должном состоянии.
В связи с этим Республиканский союз промышленников и предпринимателей предлагает пересмотреть механизм финансирования объектов историко-культурного наследия и сделать его максимально прозрачным, понятным и справедливым для всех плательщиков.
Эксперты РСПП разделяют мнение о том, что фонд по поддержке культуры и искусства может формироваться за счет отчислений бизнеса. Но финансировать охрану историко-культурного наследия следует таким образом, чтобы соответствующая фискальная нагрузка не была обременительной для относительно узкого круга субъектов хозяйствования.
Добиться этого можно в том случае, когда круг плательщиков, которые обязаны наполнять фонд, будет расширен. Величина отчислений может быть определена таким образом, чтобы общие доходы фонда по поддержке культуры и искусства не снижались, полагают эксперты РСПП.
Чтобы обеспечить лучшее администрирование, предсказуемость и понятность собираемых сумм в фонд, бизнес-союз считает, что размер фискальных изъятий у субъектов хозяйствования нужно справедливо рассчитать, а затем закрепить соответствующие нормы в Налоговом кодексе.