Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Мнения
06.05.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бесконтактный сервис: электронный отчет и проверка по факту

Администрирование сбора налогов в Беларуси переходит на новый уровень. МНС намерено предотвращать типичные нарушения налогового законодательства на ранней стадии, а проверять только тех, кто уже стал нарушителем.  

При этом рассчитывать в обозримом будущем на облегчение фискального бремени отечественному бизнесу не стоит. Такие перспективы были открыты перед участниками семинара по актуальным вопросам практики налогообложения, проведенного МНС в конце апреля.

Налоговые органы очень заинтересованы в конструктивном диалоге с плательщиками, заверил начальник информационно-разъяснительного отдела МНС Сергей Шкут, чтобы помочь правильно исчислять и уплачивать налоги с использованием современных информационных технологий и решать проблемы совершенствования налогового законодательства. Для этого Ассоциация налогоплательщиков, созданная в прош­лом году с участием ряда крупных организаций, подписала меморандум о сотрудничестве с МНС.

В НЫНЕШНИХ непростых экономических условиях очень сложно говорить о том, что в ближайшее время в стране возможно снижение налоговой нагрузки, признала заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая. А поскольку отечественное налоговое законодательство все еще нестабильно, остается пытаться сделать его «проще и понятнее», а также повысить уровень информационно-разъяснительной работы. Помочь в этом, по мнению замминистра, могут новые формы взаимодействия, в т.ч. бесконтактное обслуживание с использованием высокотехнологичных сервисов. Сюда входят не только налоговые декларации в электронном виде, применяемые почти 70% плательщиков, но и электронные товарно-транспортные накладные, которые сегодня могут использовать около 300 плательщиков. В планах МНС обеспечить субъектам хозяйствования, в т.ч. малому и среднему бизнесу, возможность формирования налоговых деклараций непосредственно из регистров бухучета.

Еще одна задача, которую ставят перед собой налоговые органы, – внедрение горизонтального мониторинга, который позволил бы предприятиям получать консультации в инспекциях МНС о налоговых последствиях предстоящих сделок. Такой инструмент, который довольно широко применяется в ряде стран ЕС, а сейчас внедряется в России, позволяет избежать многих ошибок и нарушений. Однако это предполагает довольно высокий уровень открытости информации компаний перед налоговиками.

Третье направление, которому МНС намерено уделять особое внимание, – сокращение числа проверок. Обеспечить это, как полагают в министерстве, можно, если проверять только тех, «у кого очевидны факты нарушений». Такая перспектива вызвала бурную реакцию зала: каждый представил, как будут выявляться факты нарушений до начала проверки.

ПОКА точность «выхода на цель» у контролеров впечатляет. В прошлом году налоговики провели более 32 800 проверок организаций и ИП, а в 98,3% случаев были выявлены нарушения. При этом ежегодно проверяются всего 7,8% зарегистрированных плательщиков, сообщила заместитель начальника юридического управления МНС Наталья Звороно. Среди наиболее распространенных нарушений – попытки мошенничества при возврате НДС. Только за I квар­тал т.г. предотвращен необоснованный возврат 29,7 млрд. Br. Н.Звороно предупредила об усилении камерального контроля за уплатой НДС. Предотвращать нарушения на ранней стадии помогут электронные счета-фактуры, вводимые с 1 июля т.г.

При выездных проверках особое внимание уделяется неэффективным затратам, в т.ч. фактам оказания «несуществующих» услуг и взаимодействия с лжепредпринимательскими структурами. Н.Звороно в очередной раз рекомендовала тщательно соблюдать требования подп. 1.9 п. 1 Указа от 23.10.2012 № 488, обязывающие обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия законодательству, а в случае их оформления от имени организации или индивидуального пред­принимателя РБ – также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты. Налоговые проверки по этой норме часто приводят к доначислению налогов проверяющими на основании подп. 1.11 п. 1 Указа № 488. Поэтому субъектам хозяйствования лучше внимательно проверять первичные учетные документы своих контрагентов. Кроме того, налоговики обязательно выяснят, осуществлялась ли та или иная хозяйственная операция на самом деле. В случае выявления сомнительных сделок, по мнению Н.Звороно, лучше воспользоваться возможностью, предоставленной Указом от 19.01.2016 № 14, и доплатить налоги до начала проверки, чтобы избежать административной ответственности.

Неуплата или неудержание налоговых платежей налоговыми агентами составляет около 30% всех налоговых правонарушений (которых, кстати, насчитывается 68 разновидностей). При этом в 80% случаях применяется ст. 7.9 КоАП, которая позволяет снизить санкции вдвое, если нарушения исправлены до вынесения постановления об административной ответственности. Такие послабления возможны в отношении санкций, налагаемых по ст.ст. 13.6 и 13.7 КоАП за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины) и за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины).

Н.Звороно предостерегла участников семинара от еще одной довольно часто встречающейся ошибки: некоторые плательщики, не имея средств для уплаты налогов до 22 числа, предъявляют платежное поручение только по одному своему счету. Но, чтобы избежать начисления пени, его надо предъявить по всем счетам, имеющимся у плательщика.

Таким образом, если на снижение фискального бремени и стабильность законодательства рассчитывать не приходится, остается уповать на полезные советы налоговых органов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by