Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Консультации
12.08.2016 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бесценный договор

Юридическое лицо – резидент (далее – резидент) заключило с юридическим лицом – нерезидентом (далее – нерезидент) договор на оказание ему услуг. В договоре нет конкретного указания цены, а есть условие о том, что по итогу оказания услуг резидент на основании своих затрат выставляет нерезиденту счет.  Соответствует ли данное условие валютному законодательству либо нужно в договоре предусмотреть конкретный размер стоимости услуг?

В соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178):

– внешнеторговый договор – договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг;

– экспорт – передача резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Госграницу Беларуси), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту.

Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место экспортный внешнеторговый договор на оказание услуг.

В подп. 1.16.4 п. 1 Указа № 178 установлено, что резиденты обязаны предусмотреть во внешнеторговом договоре:

– стоимость товаров (ориентировочную стоимость в случае невозможности установить действительную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры);

– условия расчета, под которыми понимается обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной с учетом норм, изложенных в подп. 1.6.3 данного пункта.

Следовательно, стоимость в договоре должна быть указана исключительно относительно товаров, а не услуг.

В соответствии с п. 27 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утв. постановлением Правления Нацбанка от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46), при проведении валютной операции в представляемом клиентами (за исключением физических лиц) внешнеэкономическом договоре банк проверяет (кроме валютных операций, связанных с поступлением денежных средств):

– соответствие валюты расчета валютному законодательству;

– наличие наименования, местонахождения (юридического адреса) и банковских реквизитов нерезидента-контрагента; для внешнеторговых договоров – также наличие условий расчетов. При этом под банковскими реквизитами нерезидента-контрагента понимается наименование банка и БИК (или SWIFT-код). При осуществлении клиентом платежей не на счет нерезидента-контрагента по договору, а в адрес третьих лиц либо при проведении валютной операции по снятию наличных денежных средств для осуществления расчетов с физическим лицом банк не проверяет наличие во внешнеэкономическом договоре банковских реквизитов нерезидента-контрагента по договору;

– наличие общей стоимости (ориентировочной стоимости) товаров во внешнеторговых договорах, предусматривающих возмездную передачу товаров (за исключением внешнеторговых договоров, на которые не распространяется действие Указа № 178).

Таким образом, валютное законодательство РБ не требует обязательного указания стоимости услуг во внешнеторговом договоре.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений