Азиатский вектор: зона двух океанов
Евразийский экономический союз и ряд стран Юго-Восточной Азии обсуждают создание зон свободной торговли. Об этом было заявлено на Деловом форуме Россия-АСЕАН, прошедшем в Сочи на прошлой неделе. Таким образом, региональные интеграционные процессы могут выйти далеко за пределы своих первоначальных рамок.
Соглашение о создании зоны свободной торговли ЕАЭС и Вьетнам подписали еще в мае прошлого года. Правда, белорусские парламентарии собрались ратифицировать его только сейчас. Но время не ждет: теперь ЕАЭС обсуждает создание сразу 4 новых зон свободной торговли со странами АСЕАН – Сингапуром, Камбоджей, Таиландом и Индонезией. Как заявил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, речь идет «о сопряжении интеграции, о соглашении между ЕАЭС и странами АСЕАН в целом как объединения».
Такая «интеграция интеграций», как назвал данный процесс заместитель министра иностранных дел РФ Игорь Моргулов, представляется Москве интересной и «совершенно логичной» инициативой.
Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в прошлом году. Странам – участницам ЕАЭС кажется весьма перспективным углубление экономического партнерства со странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и АСЕАН. В свою очередь, интерес к созданию ЗСТ с ЕАЭС ранее выразили уже более 40 стран и международных организаций, в т.ч. Китай, Таиланд, Египет и Индия. Были и другие желающие, но с некоторыми из них Москва уже успела поссориться.
Теперь наиболее перспективным выглядит налаживание широкого трансрегионального партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), объединяющей 10 стран: Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины. У Беларуси есть к ним свой интерес. Большинство из этих стран признаются у нас новыми перспективными рынками, на которые в соответствии с решениями правительства уже не первый год планируется увеличить поставки в рамках решения общей задачи диверсификации экспорта. Правда, пока этот процесс идет довольно туго – конкуренция на тихоокеанских рубежах довольно серьезная, логистика сложная. А потому динамика белорусского экспорта в страны АСЕАН пока оставляет желать лучшего (см. таблицу).
Динамика внешней торговли Беларуси со странами АСЕАН, млн. USD |
||||||||||
Всего |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
|
21 044,2 |
17 664,5 |
22 366,6 |
16 263,2 |
14 187,8 |
17 813,4 |
14 973,0 |
16 315,3 |
12 612,5 |
11 967,3 |
|
Вьетнам |
164,3 |
47,6 |
155,8 |
28,5 |
145,4 |
49,6 |
108,5 |
60,8 |
111,5 |
38,3 |
Индонезия |
160,9 |
58,3 |
90,8 |
42,1 |
91,4 |
38,1 |
190,9 |
24,2 |
169,5 |
24,2 |
Камбожда |
|
2,1 |
|
1,4 |
|
1,0 |
|
3,0 |
|
1,4 |
Малайзия |
60,7 |
86,0 |
117,9 |
105,8 |
60,1 |
103,5 |
150,5 |
67,2 |
110,6 |
45,4 |
Мьянма |
26,6 |
|
1,5 |
|
2,1 |
|
10,7 |
|
35,1 |
|
Сингапур |
10,7 |
12,6 |
8,2 |
18,4 |
6,5 |
30,9 |
3,7 |
24,1 |
14,1 |
16,9 |
Таиланд |
73,2 |
89,8 |
77,2 |
150,6 |
54,3 |
119,0 |
74,6 |
85,1 |
60,1 |
42,1 |
Зато у нашего основного партнера по ЕАЭС – России – намерения в азиатском направлении весьма серьезные. Например, Вьетнам занимает 18-е место по объему в экспорте РФ и неизменно входит в тройку основных покупателей российского оружия. Естественно, что создание ЗСТ может дать новый импульс такому сотрудничеству, не только в военной, но и в нефтяной, машиностроительной и иных сферах.
Между тем наши потенциальные партнеры работают сразу во всех направлениях. Совсем недавно (4 февраля) 4 страны АСЕАН – Бруней, Вьетнам, Малайзия и Сингапур – подписали соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП). В этом проекте участвуют также Австралия, Канада, Мексика, Новая Зеландия, Перу, США, Чили и Япония. В его рамках будет создана зона свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, охватывающая страны, на которые приходится в совокупности свыше 1 млрд. населения, 40% мировой экономики и 1/3 мировой торговли. По прогнозу Всемирного банка, данное соглашения позволит к 2030 г. увеличить ВВП стран-участников на 1,1%, а объем торговли – на 11%. Наибольшую выгоду получат Вьетнам и Малайзия (10 и 8% ВВП соответственно) за счет снижения тарифной и нетарифной защиты крупных рынков, таких как США, Канада и Австралия. Не останутся в накладе и США: они смогут продвигать интересы своих высокотехнологичных корпораций на азиатско-тихоокеанских рынках, обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности, унификацию санитарных и фитосанитарных мер, экологических стандартов, создать условия для инвестиций.
В перспективе возможно дальнейшее расширение ТТП в случае вступления в него таких стран, как Индонезия, Таиланд и Южная Корея.
Создание крупнейшего в мире торгового блока многие эксперты расценили, как попытку установить экономические разделительные линии в регионе, от которого во многом зависит рост мировой экономики. При этом неучастие Китая и России в ТТП ухудшает для них возможности закрепления на рынках сбыта, привлечения инвестиций и движения капитала.
Кроме того, в настоящее время ведутся также переговоры о создании Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП) между США и Евросоюзом. Оно охватит почти 800 млн. человек и более 50% мирового ВВП. Если этот проект удастся довести до реализации, два гигантских региональных соглашения замкнутся в единое целое. На этом фоне соглашения о создании ЗСТ между отдельными странами АСЕАН и ЕАЭС могут дать определенные экономические выгоды. Но конкурировать в режиме «мегазон» свободной торговли с американскими, европейскими и азиатскими корпорациями белорусским и российским предприятиям будет весьма непросто.
Но если для поставок энергоносителей и вооружений вопросы тарифной и нетарифной защиты, регулирования и технических стандартов рынков не так уж важны, то для продукции машиностроения, металлургии, продовольствия, товаров легкой промышленности они носят весьма принципиальный характер. Поэтому соглашения о зонах свободной торговли со странами АСЕАН вряд ли обойдутся без изъятий и ограничений, призванных защитить рынок и производителей государств – участников Евразийского экономического союза от конкуренции. Но наличие таких оговорок снижает экономический эффект подобных соглашений.