Антимонопольная политика: слова…
Делегация Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Беларуси была приглашена на международные мероприятия «Неделя конкуренции в России», организованные Федеральной антимонопольной службой (ФАС России).
В частности, специалисты МАРТа вместе с представителями конкурентных ведомств Армении, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана приняли участие в 45-м заседании Межгосударственного совета по антимонопольной политике, на котором также присутствовали члены Евразийской экономической комиссии, Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» и Ассоциации антимонопольных экспертов.
В рамках «Недели конкуренции» состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве между ФАС и МАРТ. В целях развития и укрепления сотрудничества в области конкурентной политики антимонопольными органами достигнута договоренность о взаимодействии в следующих приоритетных сферах:
– борьба с картелями;
– борьба с недобросовестной конкуренцией и контроль за рекламой;
– обеспечение соблюдения запрета на злоупотребление доминирующим положением;
– антимонопольное регулирование рынка лекарственных средств и рынка розничной торговли;
– развитие конкуренции в сфере закупок.
В дальнейшем для более тесного взаимодействия и плодотворного сотрудничества антимонопольные органы двух стран намерены заключить Соглашение о сотрудничестве в области конкурентной политики.
… и дела
Видимо, именно развитию конкуренции в сфере закупок должно послужить постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами», вступающее в силу с 1 января 2017 г.
Согласно этому документу при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами (далее – приоритет)
Если закупки осуществляются способом, при котором победитель определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок (например, в конкурсе), или если победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену, то оценки заявок, содержащих предложения о поставке товаров российского происхождения или осуществлении работ и услуг российскими лицами проводятся по предложенной в них цене, но сниженной на 15%. Договор при этом заключается по цене, указанной в такой заявке.
Если закупка производится путем снижения начальной цены (в сфере закупок так проводится аукцион), а победителем стало иностранное лицо, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им. Но при ситуации, когда в таком же виде закупки цена договора снижена до нуля и победителем признано иностранное лицо, договор с ним заключается, наоборот, по цене, увеличенной на 15% от предложенной.
В постановлении № 925 также определены условия для предоставления приоритета и перечислены случаи, когда приоритет не предоставляется. Отметим, что участие в процедурах закупок белорусских субъектов хозяйствования в число таких случаев не входит.
При этом отмечается, что приоритет предоставляется с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.