Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
20.09.2016 27 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Альтернативная служба:— что нужно знать принимающей организации?

В развитие принятого год назад Закона от 4.06.2015 № 276-З «Об альтернативной службе» (далее – Закон № 276-З) Совмин принял постановление от 27.06.2016 № 497 «О некоторых вопросах прохождения гражданами альтернативной службы» (далее – постановление № 497). Документом установлен перечень видов работ, которые могут выполнять граждане, проходящие альтернативную службу, а также утверждено Положение о порядке и условиях прохождения гражданами альтернативной службы (далее – Положение).

Положением, впрочем, как и Законом № 276-З (ст. 4), установлено, что граждане проходят альтернативную службу в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей. Перечень таких организаций установлен постановлением Минтруда и соцзащиты от 31.05.2016 № 24.

При этом ч. 3 ст. 4 Закона № 276-З определено, что для включения в перечень организаций и исключения из него можно подать в областные (Минский городской) исполкомы заявление по форме, определяемой Мин­труда и соцзащиты, согласованное с местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня (в городе Минске – местной администрацией района в городе). Организация, попавшая в такой перечень, впоследствии может направлять заявки на «альтернативщиков», подобно тому, как это сегодня происходит с молодыми специалистами.

Однако первое, что необходимо знать организации, это то, что прохождение гражданином альтернативной службы не является трудовой деятельностью, служба остается именно службой. Попавший к вам «альтернативщик» не будет в полном вашем распоряжении и подчинении, как штатные работники, вы вообще не будете являться по отношению к нему нанимателем. Чтобы представлять себе более отчетливо свой статус, следует ознакомиться с приведенными ниже нормами Положения.

Дан приказ ему на Запад…

Прежде всего, в любой организации, которая попадет в упомянутый выше перечень Минтруда и соцзащиты, должны представлять, каким ветром к ним будет заносить «альтернативщиков». Положением на этот счет установлен следующий порядок.

Если призывная комиссия принимает решение о замене воинской службы на альтернативную службу, военный комиссариат района (города) по месту жительства гражданина в течение 5 календарных дней после заседания призывной комиссии выдает гражданину направление в орган по труду, занятости и социальной защите по месту его жительства и в тот же срок письменно информирует об этом Минтруда и соцзащиты, орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина с указанием даты принятия призывной комиссией решения о замене воинской службы на альтернативную службу.

В свою очередь, Минтруда и соцзащиты в течение 1 месяца со дня поступления информации из военного комиссариата определяет из перечня организаций, устанавливаемого с учетом заявок на включение в перечень организаций или исключение из него областных (Минского городского) исполкомов на основании перечня видов работ, которые могут выполнять граждане, проходящие альтернативную службу, организацию, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу, а также день убытия гражданина к месту прохождения альтернативной службы и письменно информирует о принятом решении органы по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина и месту нахождения этой организации.

После поступления информации из Минтруда и соцзащиты орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина до дня его убытия к месту прохождения альтернативной службы должен письменно проинформировать аналогичный орган по месту нахождения организации, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу, о сроке явки гражданина в организацию. В свою очередь, последний уже информирует саму организацию в течение 2 рабочих дней со дня поступления соответствующей информации о дне убытия гражданина к месту прохождения альтернативной службы и сроке явки гражданина в организацию.

Согласно Положению гражданин, направленный для прохождения альтернативной службы, в т.ч. при переводе в другую организацию, обязан явиться в организацию, указанную в предписании, в определенный в нем срок. Если этого не произошло, организация в течение 1 рабочего дня, следующего за установленным сроком, должна письменно уведомить об этом орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения.

Прибыв в организацию для прохождения альтернативной службы, в т.ч. при переводе в другую организацию, гражданин должен предъявить следующие документы:

– паспорт гражданина Республики Беларусь;

– предписание, удостоверение и учетную карту.

Обязанности «принимающей стороны»

Положением определено, что, в свою очередь, организация, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу:

1) в день прибытия гражданина доставляет его к месту нахождения пригодного для проживания помещения;

2) в течение 3 календарных дней письменно информирует о прибытии гражданина для прохождения альтернативной службы орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения;

3) в течение 5 рабочих дней со дня прибытия гражданина в организацию:

– проставляет в учетной карте отметку о прибытии гражданина в организацию;

– издает приказ (распоряжение) по согласованию с органом по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения о закреплении обязанностей гражданина, проходящего альтернативную службу, режима времени исполнения обязанностей альтернативной службы гражданина, а также о назначении из числа работников организации лиц, ответственных за работу с гражданином, проходящим альтернативную службу;

– обеспечивает гражданина форменной либо специальной одеждой в зависимости от вида выполняемой работы и необходимыми средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, установленными для работников организации;

– письменно информирует орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения о том, что гражданин приступил к исполнению обязанностей альтернативной службы.

Более полно права и обязанности принимающей организации прописаны в ст. 22 Закона № 276-З, которой установлено, что организация, в которой гражданин проходит альтернативную службу, обязана:

– обеспечивать безопасные условия прохождения альтернативной службы;

– обеспечивать его форменной либо специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, установленными для работников организации;

– по согласованию с органом по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения за­креплять обязанности, режим времени исполнения обязанностей альтернативной службы гражданина приказом (распоряжением) руководителя организации;

– назначать из числа работников организации лиц, ответственных за работу с гражданами, проходящими альтернативную службу;

– осуществлять контроль за соблюдением гражданином режима исполнения обязанностей альтернативной службы;

– отстранять от прохождения альтернативной службы гражданина, находящегося в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо во время исполнения обязанностей альтернативной службы распивающего алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, потребляющего наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества, а также находящегося в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы, на основании приказа (распоряжения) руководителя организации;

– вносить в учетную карту сведения о прохождении гражданином альтернативной службы;

– ежеквартально направлять в орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения информацию о прохождении гражданином альтернативной службы;

– письменно информировать орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения о нарушении гражданином, проходящим альтернативную службу, обязанностей, установленных ч. 3 ст. 21 Закона № 276-З, а также о несоблюдении ограничений, связанных с прохождением альтернативной службы, установленных ст. 23 Закона № 276-З, в течение 5 календарных дней со дня, когда стало известно о допущенном нарушении;

– в день увольнения гражданина с альтернативной службы сделать соответствующую отметку в его учетной карте и в течение пяти календарных дней со дня увольнения гражданина с альтернативной службы передать его учетную карту в орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения;

– обеспечивать соблюдение прав и законных интересов гражданина.

Предусмотрено, что гражданин, проходящий альтернативную службу, может быть переведен для прохождения альтернативной службы в другую организацию. Такой перевод осуществляется по решению Минтруда и соцзащиты, в т.ч. по предложению организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, или по ходатайству самого гражданина.

Отпуска

Согласно п. 17 Положения гражданам, проходящим альтернативную службу, за весь срок прохождения альтернативной службы предоставляется отпуск продолжительностью:

– 30 календарных дней – за 36 месяцев альтернативной службы;

– 20 календарных дней – за 24 месяца альтернативной службы.

При этом определено, что отпуск предоставляется в течение каждых 12 месяцев прохождения альтернативной службы по 10 календарных дней. Продолжительность отпуска может быть увеличена в виде поощрения:

– при сроке альтернативной службы 36 месяцев – на срок до 10 календарных дней;

– при сроке альтернативной службы 24 месяца – на срок до 5 календарных дней.

Однако при наличии у гражданина на день принятия решения о предоставлении отпуска непогашенных мер взыскания продолжительность отпуска может быть уменьшена:

– при сроке альтернативной службы 36 месяцев – на срок до 10 календарных дней;

– при сроке альтернативной службы 24 месяца – на срок до 5 календарных дней.

Отдельно оговорено, что гражданам, проходящим альтернативную службу, также предоставляются отпуска по болезни, в связи с поступлением в учреждение образования и получением образования, по уважительным причинам личного и семейного характера.

Но также следует обратить внимание, что решение о предоставлении отпусков, об уменьшении либо увеличении продолжительности отпуска принимает не организация, в которой гражданин проходит альтернативную службу, а орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации. Данное решение оформляется приказом этого органа, с которым гражданин знакомится под роспись. При этом приказ об уменьшении либо увеличении продолжительности отпуска подлежит согласованию с Минтруда и соцзащиты. Пунктом 19 Положения лишь определено, что организация, в которой гражданин проходит альтернативную службу, вправе вносить в орган по труду, занятости и социальной защите предложения о сроках предоставления, об увеличении (в порядке поощрения) и уменьшении продолжительности отпуска.

В соответствии с п. 21 Положения время непрерывного пребывания гражданина, проходящего альтернативную службу, в отпуске по болезни не должно превышать 4 месяцев (для больных туберкулезом – 12 месяцев). По истечении срока непрерывного пребывания в отпуске по болезни граждане, проходящие альтернативную службу, подлежат медицинскому освидетельствованию для решения вопроса о категории годности их к военной службе.

Согласно п. 22 Положения для предоставления отпуска по уважительным причинам личного и семейного характера гражданин, проходящий альтернативную службу, обращается с соответствующим заявлением в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой он проходит альтернативную службу. Обстоятельства, в связи с которыми предоставляется отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера, должны быть, как правило, документально подтверждены, при этом допускается, что подтверждающие документы гражданин может представить при прибытии из указанного отпуска.

Установлено, что по окончании отпусков гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной службы.

Оговорено и то, что если «альтернативщик» заболел во время «основного» отпуска, по выздоровлении этот отпуск продлевается на срок неиспользованных дней на основании справки о временной нетрудоспособности.

Чтобы служба медом не казалась …

Пунктом 25 Положения установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей либо за несоблюдение ограничений, связанных с прохождением альтернативной службы, органом по труду, занятости и социальной защите на гражданина могут налагаться меры взыскания в виде замечания, выговора. Решение о применении мер взыскания оформляется опять-таки приказом органа по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу.

А вот в случае уклонения гражданина от прохождения альтернативной службы орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит (должен проходить) альтернативную службу, в течение 5 рабочих дней со дня, когда стало известно о допущенном нарушении, должен письменно проинформировать орган дознания (территориальный орган внутренних дел) по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит (должен проходить) альтернативную службу.

Также определено, что при возникновении периодов времени, которые не могут быть засчитаны в срок альтернативной службы, организация, в которой гражданин проходит альтернативную службу, уведомляет об этом орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения и представляет ему копии документов, подтверждающих наличие таких периодов. Периоды времени, не засчитываемые в срок альтернативной службы, определяются приказом органа по труду, занятости и социальной защите.

Согласно п. 29 Положения при несчастном случае, произошедшем при исполнении обязанностей альтернативной службы, организация, в которой гражданин проходит альтернативную службу, потерпевший гражданин обязаны сообщить о несчастном случае в орган по труду, занятости и социальной защите в целях организации и проведения служебной проверки (расследования) для установления обстоятельств и причин произошедшего.

Увольнение

В соответствии с п. 30 Положения гражданин подлежит увольнению с альтернативной службы:

– по истечении срока альтернативной службы;

– по болезни (в случае признания негодным к военной службе в мирное время);

– в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения или смертной казни.

Также определено, что граждане, проходящие альтернативную службу, имеют право на досрочное увольнение с альтернативной службы при возникновении в период прохождения ими альтернативной службы обстоятельств, предусмотренных в ч. 3 ст. 29 Закона № 276-З.

Информация об увольнении гражданина с альтернативной службы по истечении срока альтернативной службы должна быть направлена в организацию, в которой гражданин проходит альтернативную службу, органом по труду, занятости и социальной защите не по­зднее 15 рабочих дней до дня увольнения гражданина с альтернативной службы. Решение об увольнении гра­жданина с альтернативной службы принимается органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, оформляется приказом данного органа и доводится до организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения.

Кстати, гражданин, уволенный с альтернативной службы, обязан в месячный срок со дня увольнения явиться в военный комиссариат и иной орган, осуществляющий воинский учет, для принятия на воинский учет.

Не зарплата, а ежемесячное
денежное содержание

Согласно п. 43 Положения гражданам, проходящим альтернативную службу, ежемесячное денежное содержание выплачивается органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную служ­бу, за счет средств республиканского бюджета путем перечисления денежных средств на расчетный счет, открытый получателем ежемесячного денежного содержания в банке, с которым у органа по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, заключен договор на обслуживание.

Ежемесячное денежное содержание устанавливается в размере 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения, утвержденного Минтруда и соцзащиты, за два последних квартала. Размер ежемесячного денежного содержания повышается:

– на 20% БПМ – с 13-го месяца альтернативной службы;

– на 40% БПМ – с 25-го месяца альтернативной службы.

Назначение содержания производится органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу.

Выплата ежемесячного денежного содержания в повышенных размерах может приостанавливаться органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, по согласованию с Минтруда и соцзащиты на срок до 3 месяцев в случае наложения на гражданина указанных выше мер взыскания. Решение о приостановлении выплаты принимается органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой граж­данин проходит альтернативную службу, по согласованию с Минтруда и соцзащиты в течение 1 месяца со дня наложения на гражданина мер взыскания и приобщается к документам личного дела получателя ежемесячного денежного содержания.

Согласно п. 49 Положения выплата ежемесячного денежного содержания прекращается со дня увольнения гражданина с альтернативной службы.

Материальная ответственность

В соответствии с п. 53 Положения граждане, проходящие альтернативную службу, несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине государству, в случаях, когда ущерб причинен:

– противоправным поведением гражданина, проходящего альтернативную службу, содержащим признаки преступления. Освобождение гражданина, проходящего альтернативную службу, от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям не освобождает его от материальной ответственности;

– умышленным уничтожением или умышленным повреждением (порчей) имущества или другими умышленными действиями независимо от того, содержат ли они признаки преступления;

– недостачей имущества, выданного гражданину, проходящему альтернативную службу, в пользование для исполнения обязанностей альтернативной службы;

– гражданином, проходящим альтернативную служ­бу, находившимся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Определено, что возмещение ущерба, причиненного государству, производится независимо от наложения на гражданина указанных выше мер взыскания, привлечения его к административной, уголовной ответственности за противоправное поведение, которым причинен ущерб государству.

При определении размера ущерба, причиненного государству гражданином, проходящим альтернативную службу, учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. В то же время установлено, что граждане, проходящие альтернативную службу, освобождаются от материальной ответственности, если ущерб причинен государству вследствие исполнения приказа (распоряжения) руководителя организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, либо лица, ответственного за работу с этим гражданином, а также в результате правомерных действий самого гражданина.

Согласно п. 57 Положения «альтернативщики» могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с Положением в течение 3 лет со дня обнаружения ущерба, причиненного государству.

Установлено, что орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, при обнаружении ущерба, причиненного государству, обязан назначить служебную проверку для установления причин ущерба, его размера, виновных лиц и степени их вины. Данная проверка может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены в результате проверки, дознания или предварительного следствия либо судом. После установления причин ущерба государству, размера ущерба, виновных лиц и степени их вины (поступления материалов проверки, дознания, следствия или решения суда) орган по труду, занятости и социальной защите издает приказ о привлечении гражданина, проходящего альтернативную службу, к материальной ответственности.

Как и в общем случае, приказ о привлечении к материальной ответственности и порядок его обжалования доводятся до гражданина, проходящего альтернативную службу, причинившего ущерб государству, под роспись. Данный приказ гражданин может обжаловать в 3-месячный срок в суд. При этом установлено, что обжалование приказа о привлечении к материальной ответственности в суд не приостанавливает удержаний денежных средств из ежемесячного денежного содержания гражданина.

Согласно п. 66 Положения при переводе для прохождения альтернативной службы в другую организацию гражданин, проходящий альтернативную службу, привлеченный к материальной ответственности на основании приказа о привлечении к материальной ответственности и не возместивший причиненный государству ущерб, возмещает его по новому месту прохождения альтернативной службы.

В заключение остается добавить, что постановлением № 497 утверждено также Положение о порядке и условиях выплаты страховых сумм по обязательному государственному страхованию граждан, проходящих альтернативную службу.

Постановление № 497 вступило в силу с 1 июля 2016 г.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by