Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Инвестиции
01.04.2016 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Акционерное чтиво, или Первоапрельские заметки на полях отчетности

Каждый год последние мартовские номера «ЭГ» наполовину заполнены отчетами, публикуемыми акционерными обществами. Выглядит это раздражающе: что, в самом деле, читать, если кругом одни балансы да отчеты о прибылях и убытках? Но если приглядеться к стандартным строкам и скупым цифрам, они складываются в захватывающую мозаику.

Итак, почитаем отчетность ОАО, публикуемую на страницах «ЭГ». Первое, на что хочется обратить внимание, – это чистая прибыль (стр. 210 отчета о прибылях и убытках – ОПУ). Когда-то по молодости я считал ее основной целью и главным показателем работы любого предприятия. Но со временем узнал, что слишком многие компании далеко отклоняются от цели, предписанной им п. 1 ст. 46 ГК, и ничуть об этом не сожалеют. Кого-то загонят в убытки неподвластные макроэкономические обстоятельства, а кое-где умелый бухгалтер с точностью до рубля выведет нужный результат, ловко применяя нюансы законодательства или обходя его правила, почти ничем при этом не рискуя. Легко назначить чистую прибыль мерилом успеха и главным критерием эффективности топ-менеджмента. Но что открывается на самом деле?

По опубликованным отчетам хорошо видно, как по итогам прошлого года общее ухудшение финансовых результатов, зафиксированное в масштабах страны статистикой, складывается из «обвалов» отдельных предприятий. Почти у каждого мы наблюдаем в графе 3 стр. 210 «Чистая прибыль (убыток)» цифры, значительно меньшие, чем в графе 4, а то и заключенные в скобки убытки. При этом у большинства ОАО наблюдается рост выручки на 15–20% и примерно такое же увеличение себестоимости (строки 010 и 020 ОПУ). Управленческие расходы и затраты на реализацию зачастую снижены по сравнению с 2014 г. Так что сокращение непроизводственных издержек можно считать популярным трендом нашего времени. Это позволяет демонстрировать вполне позитивную динамику прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг, а следовательно, и производные от нее показатели рентабельности.

К сожалению, это мало помогает, когда наваливается груз процентов по кредитам и курсовых разниц. Эти статьи ОПУ (стр. 131 и 132) буквально съедают прибыль от текущей деятельности. Правда, немало тех, кто оставляют часть курсовых разниц на «десерт»: у многих ОАО значатся астрономические суммы расходов будущих периодов (стр. 230 баланса). У некоторых они сопоставимы с объемом собственного капитала (стр. 490 баланса). Так что нормы Указа № 103 скрывают не просто убыток от девальваций прошлых лет, но и реальное значение чистых активов, а также показателей, свидетельствующих об экономической несостоятельности.

Убить прибыль

У отдельных предприятий падение выручки и прибыли от реализации компенсируется «рывком» доходов по инвестиционной деятельности. Обычно они связаны с реализацией основных средств. В этом легко убедиться, сопоставив стоимость основных средств на начало и конец года, хотя иногда мешает переоценка. Будем надеяться, что компании удачно избавились от непрофильных активов. Но каких-либо следов этого процесса на текущий год не осталось: ни в одном балансе не обнаружены суммы в строках 220 и 640, посвященных активам и обязательствам, предназначенным для реализации.

Еще одно веяние времени – аномально резкий рост прочих доходов и расходов по текущей деятельности (строки 070 и 080 ОПУ). Глядя на суммы дебиторской задолженности, можно заподозрить, что бухгалтеры аккуратно создают предписанные резервы по сомнительным долгам, хотя они и не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Но, чаще всего, прочие доходы – это присужденные судом или признанные должником неустойки (штрафы, пени) за нарушение условий договоров, а прочие расходы – те же санкции, подлежащие к уплате, а у некоторых впридачу – штрафы и пени за нарушение законодательства.

Характерно, что значительные «прочие» доходы обычно сочетаются с большой дебиторской задолженностью (стр. 250 баланса), а «прочие» расходы – со столь же увесистыми обязательствами (стр. 630). За этой связкой стоит упорная борьба кредиторов с должниками. Она не заканчивается с вердиктом суда. Пока тянется исполнение, присужденные штрафы и пени приходится включать в финансовый результат и облагать налогом на прибыль, даже если шансы получить деньги близки к нулю.

Судя по опубликованным отчетам, груз взаимных долгов за год заметно вырос. Если рассчитать коэффициенты оборачиваемости (отношение выручки к среднему остатку дебиторской и кредиторской задолженности), то становится очевидным, что превращать долги в деньги в прошлом году было гораздо труднее, чем в предыдущем. При этом остатки денежных средств на счетах ОАО (стр. 270 баланса) существенно сократились. Стараясь продать товар, приходится соглашаться на отсрочку, чтобы не потерять клиента и рынок. Здесь выигрывает тот, кто способен уговорить поставщика на максимальную отсрочку, сократить ее до минимума для покупателя и получить относительно недорогой кредит для закрытия кассового разрыва.

Бесславные

дивиденды

Много пищи для размышлений можно почерпнуть из раздела «Информация о дивидендах и акциях», который должен публиковаться вместе с балансом и отчетом о прибылях и убытках. Например, становится видно, что численность (и, вероятно, состав) акционеров ОАО почти не меняется. На выплату дивидендов (если они вообще начислялись) обычно направляется от 10 до 30% чистой прибыли. Встречается и больше, но редко. Такой подход вполне рационален. Топ-менеджеры и мажоритарные акционеры изыскивают иные пути обогащения (с минимальным налогообложением), «бунт» миноритариев маловероятен, а снижение рыночной стоимости акций вообще никого не волнует. А вот отток денег на дивиденды вполне способен поставить под угрозу выживаемость компании и ее планы развития. Поэтому слишком большой дивидендный выход должен заставить насторожиться: не собрался ли основной акционер выкачать из предприятия все деньги и бросить его на произвол судьбы?

В опубликованной отчетности часто стоят прочерки в строках ОПУ 250 «Базовая прибыль (убыток) на акцию» и 260 «Разводненная прибыль». Бухгалтеры эти показатели не любят, тем более что действующих правил их определения сейчас нет, а дирекции и акционерам они в основном безразличны. Зато ознакомившись с размером дивидендов и стоимости чистых активов, приходящихся  на одну акцию, можно получить ясное представление о том, сколько в реальности стоит право акционеров на часть прибыли ОАО и его имущества (если дело дойдет до ликвидации). При развитом фондовом рынке это знание заставляет одних инвесторов избавляться от ненадежных и низкодоходных вложений, а других, напротив, стремиться к приобретению перспективных ценных бумаг. Нашим акционерам подобные волнения противопоказаны: продать акции, не приносящие дохода, весьма затруднительно, даже если на них не распространяется преимущественное право исполкомов.

Отчет освобожденный

Чтобы не будить нездоровый интерес досужих аналитиков и сэкономить деньги, многие ОАО не утруждают себя публикацией отчетности в полном объеме. Они сокращают баланс до 2 строк в активе и 2–3 – в пассиве, отчет о прибылях и убытках – до 7–9, а информацию о дивидендах, акциях и акционерах, дополнительные сведения и итоговую часть аудиторского заключения вообще не приводят. Такая минимизация, нарушающая нормы Инструкции о порядке представления и публикации участниками рынка ценных бумаг отчетности и иной информации, утв. постановлением Минфина от 21.12.2010 № 157, ничем не грозит. Впрочем, и неопубликование в установленные сроки отчетности влечет лишь приостановление допуска к обращению ценных бумаг на «Белорусской валютно-фондовой бирже» без инициирования процедуры делистинга. Правда, Департамент по ценным бумагам может вынести ОАО предписание о выполнении норм о публикации отчетности. Тогда неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления об устранении нарушения грозит должностным лицам ОАО штрафом в размере до 20 базовых величин по ст. 23.1 КоАП.

В странах с развитым фондовым рынком инвесторам и аналитикам все еще важно знать, что достоверность представленной им отчетности подтверждена авторитетной и уполномоченной аудиторской фирмой. У нас этому фактору придается куда меньшее значение, но если законодательство требует – приходится его соблюдать. Но публикуют в составе отчета итоговую часть аудиторского заключения не все. Кто-то не успел провести до 1 апреля аудит, кому-то денег жалко на лишнюю пару-тройку квадратных сантиметров. Кое-кто, возможно, не хочет эту часть доводить до сведения публики – вдруг там содержатся нелицеприятные намеки, скажем, касающиеся способности аудируемого лица продолжать свою деятельность в обозримом будущем.

Возможно, с появлением Единого портала финансового рынка информация об итогах работы акционерных обществ станет более полной, своевременной и доступной. Это особенно важно, если ее пользователями окажутся не только любопытные наблюдатели, но и реальные инвесторы. Тогда придет время серьезного анализа…

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений