Административная ответственность на таможне.— Как смягчить и ослабить последствия?
О том, как в таможенном регулировании применяется административное законодательство, рассказал заместитель начальника отдела таможенных расследований главного управления организации борьбы с контрабандой и посттаможенного контроля ГТК Юрий Дырман. Он разъяснил, как субъектам ВЭД понимать и соблюдать некоторые нормы.
Привлечение к административной ответственности
В 2018 г. было заведено 35 150 административных дел, из которых таможенными органами рассмотрено 27 086, по остальным приняты решения судом.
В ГТК контролируется выполнение норм, которые влияют на размер штрафных санкций, наложение административных взысканий. Практика свидетельствует о положительной динамике соблюдения этих норм. Но их необходимо знать и самим субъектам хозяйствования.
При рассмотрении дел об административном правонарушении таможенными органами учитывается норма, установленная процессуально-исполнительным кодексом – это обстоятельства, прежде всего, подлежащие выяснению, смягчающие или отягчающие ответственность.
При наличии смягчающих обстоятельств, с учетом положений ст. 7.9 КоАП, когда добровольно возмещается или устраняется причиненный вред/ущерб, административное взыскание уменьшается в 2 раза.
Эта норма действует в отношении всех административных правонарушений, в т.ч. таможенных, с 2013 г., но, исходя из обращений граждан, видно, что не все о ней знают, говорит Ю. Дырман.
Поэтому особое внимание уделяется первому этапу на стадии подготовки дела, когда выясняются его обстоятельства.
Субъектам хозяйствования следует учитывать, что при наличии нескольких деклараций предусмотрен такой вид процессуального действия, как соединение дел.
«То есть не каждый день составляется протокол, а будут соединены все факты, и в итоге оформляется одно постановление в возможных пределах. И это тоже смягчение – ведь по отдельным протоколам сумма штрафов была бы больше», – отмечает представитель ведомства.
Как смягчить бремя штрафов
Нужно помнить, что Процессуально-исполнительным кодексом (ст. 14.7) предусмотрена возможность рассрочки/отсрочки уплаты штрафов до 6 месяцев. При заявлении будет установлена периодичность рассрочки уплаты штрафа.
В случае несогласия с тем или иным решением жалоба может быть подана как в непосредственно вышестоящий орган, так и в суд либо в прокуратуру. Если жалоба адресуется в ГТК, она будет направлена в ту таможню, где вынесен соответствующий вид постановления и штрафные санкции.
Если субъект в рамках процедуры обжалования не достиг ожидаемого эффекта и считает, что есть основание для пересмотра решения, может быть применен Указ от 23.07.2015 № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пени».
Кроме того, субъекты хозяйствования часто забывают, что любое обжалование приостанавливает исполнение постановления по делу об административных правонарушениях, и у них есть время, чтобы отсрочить выплату штрафа.
Представитель ведомства заострил внимание на инициативе ГТК по либерализации ответственности, которая реализуется с прошлого года. Так, в целях снижения административного воздействия на субъекты хозяйствования по ряду статей исключена ответственность юридического лица.
Ранее за нарушение сроков представления статистической декларации либо непредставление этой декларации были штрафные санкции до 100 базовых величин. Теперь есть ответственность только физического лица, виновного в этом нарушении.
А в отношении юрлица будет штраф в виде процента от стоимости предметов административного правонарушения – до 30% по таможенным правонарушениям, и есть еще ч. 4 ст. 12.17 – там до 50%, нижнего предела нет.
Предупрежден – значит...
Кроме того, включен такой вид санкций, как предупреждение, в т.ч. и по данной статье. Этот вид взыскания в 2018 г. применен таможенными органами по 899 делам административных правонарушений, что на четверть выше, чем в 2017 г.
Применение дополнительного административного взыскания в виде конфискации по АТП в отношении физлиц вообще прекращено, за исключением недекларирования денежных средств и сокрытых товаров.
«Данный вид дополнительного взыскания сохранен только при привлечении виновных лиц за сокрытие товаров от таможенного контроля», – говорит Ю. Дырман.
Кстати, по незаконному перемещению товаров, сокрытых от таможенного контроля, таможенники отмечают существенный всплеск. Так, в прошлом году по сокрытию было выявлено 1998 административных правонарушений, а в 2017-м – 1023.
Предел, при котором наступает административная ответственность юрлиц и ИП, устанавливает норма 4.8 КоАП. Она распространяется только на субъектов хозяйствования, отмечает Ю. Дырман.
«Например, стоимость незадекларированных предметов составляет менее 40 базовых величин. В этом случае деяние не является административным правонарушением», – говорит он.
Самоконтроль поможет освободиться
Не признаются административными правонарушениями деяния, выявленные самостоятельно субъектом хозяйствования и сообщенные в госорган. Соответствующие изменения внесены в законодательство для повышения самоконтроля субъектов ВЭД, отмечает представитель ГТК.
Так, если прибыл груз, и при обнаружении нарушений предприниматель сам сообщит о них в таможенный орган (начальнику таможенного поста) и зарегистрирует сообщение, то в действиях декларанта не будут усмотрены признаки правонарушения.
В октябре 2018 г. в административное законодательство внесено изменение, предусматривающее возможность вынесения административного взыскания в виде предупреждения за несвоевременное либо неполное внесение платежей (ч.ч. 9, 13-6). В нее включены не только таможенные платежи, но и антидемпинговые, компенсационные, утильсбор – за данные виды сборов, взимаемые таможенными органами, предусмотрена административная ответственность.
С 19.02.2019 действует норма, по которой исключается ответственность за непризнание таможенными органами сертификата происхождения товаров, ранее послужившего основанием для освобождения либо для уменьшения размеров таможенных платежей.
«Если сертификат о происхождении СТ-1, представленный нашим белорусским резидентом, легальный, выдан в той или иной стране, но та страна считает, что по каким-то критериям он не проходит, это деяние не будет признано административным правонарушением», – поясняет специалист.
Малозначительность и ее определение
Каких-либо единых требований к малозначительности нет, потому что, исходя из общих посылов главы 8 КоАП, лицо освобождается от ответственности только на тех основаниях и условиях, которые прямо предусмотрены кодексом.
«Только дано определение, что это деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым кодексом правам и интересам. Но определения, что является незначительным вредом, в административном процессуальном законодательстве не предусмотрено. Вместе с тем мы видим практику, когда с учетом конкретных обстоятельств правонарушения и финансово-экономического положения субъекта (что подлежит выяснению таможенными органами, судами) иные сведения, характеризующие субъект, обстоятельства, смягчающие ответственность, в совокупности дают основание для принятия решения о признании деяния малозначительным», – отметил представитель ГТК.
Согласно данным статистики, в 2018 г. прекращено 1403 дела по административным правонарушениям, за 1 квартал 2019 г. – 563 дела. В среднем от общего количества рассмотренных таможенными органами дел это составляет приблизительно 8%.
«Таможенные органы, безусловно, исполняют законодательство. И мы хотим видеть такой же подход от субъектов ВЭД.
Мы идем в сторону смягчения, в т.ч. и уголовной ответственности. Так, по статье «уклонение от уплаты таможенных платежей» установлен порог – 2000 базовых величин. С июля эта планка повышена – до 3000 базовых величин.
Но это не говорит о том, что можно нарушать до этого размера. Надо быть добросовестным субъектом, правильно читать законодательство, исполнять его, не подвергать себя рискам», – констатировал Ю. Дырман.